Роза Симонова
Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем
В. Высоцкий
В настоящее время этнокультурный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании, имеющий широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностям в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.
Публикация «Опыт работы по реализации этнокультурного компонента в деятельности ДОУ» размещена в разделах
При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован этнокультурный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации этнокультурного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Как показывает, исторический опыт, потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России.
Этнокультурное воспитание – это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний детей о родной народной культуре: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии [1, с. 78].
Выделяют следующие принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:
• Достоверность – сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными.
• Занимательность – включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира.
• Доступность – информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
• Вариативность – преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы.
• Комплексность – познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий.
• Полихудожественность – предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов.
• Эгоцентричность – подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.
• Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона [2, с. 110].
Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.
В нашем детском саду мы работаем по программе «Мы в Мордовии живем» под редакцией коллектива авторов (О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др.) [4]. Работая над темой «Воспитание национальной культуры» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно-развивающей среды в группе и детском саду в целом.
В группах детского сада созданы национальные уголки, с помощью материалов которых мы расширяем представления детей об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа в прошлом и в современности. В национальном уголке имеются национальные костюмы. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды и с особенностями мордовского костюма (эрзянского, мокшанского).
В уголках присутствуют так же российский и мордовский флаг, фотографии с достопримечательностями города Саранска, книги соответствующей тематики, с целью наглядного ознакомления детей с родным городом.
Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем путем ознакомления детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, домовой, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы.
На занятиях по изо-деятельности мы стараемся вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий, с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами, полотенце маме, на рисование так же знакомим детей с национальными узорами мордвы. В процессе ознакомления с мордовскими узорами у детей развивается способность различать и называть объемные геометрические элементы мордовского орнамента («крест», «галочка», «елочка», «ромб», ритмично располагать их. Дошкольники знакомятся с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный – черный – белый, а так же учатся гармонично сочетать цвета.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности воспитатели детского сада используют мордовские подвижные игры: «В волков» («Верьгизнесэ» – эрз., «Врьгазса» – мокш., «В шарагу–варагу», «В круги» («Кругсо» – эрз., «Кругса» – мокш., «В журавлей» («Каргинесэ» – эрз., «Каргоса» – мокш., «В петушка» («Атякшкесэ» – эрз, «Атякшса» – мокш., «В ворону» («Варакасо» –эрз., «Варсиса» – мокш., «В платочки» («Пацинесэ» –эрз., «Руцяняса» – мокш., «В слепую старуху» («Сокорбабасо» – эрз., «Сокорбабаса» – мокш.) и т. д. В процессе игр дети учатся самостоятельно организовывать знакомые игры и выполнять роль ведущего и водящего в подвижной игре.
На музыкальных занятиях дошкольники знакомятся с народной музыкой (народов, населяющих Мордовию – эрз. нар. песня; «Ак калач» («Белый калач»); тат. нар. песня; «Нармоннятне, лиеда» («Птички, прилетайте» и др.) и музыкой композиторов Мордовии (Слушание – «Земля моя любимая», муз. А. Аверкина, сл. П. Черняева; «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тютю-балю», муз. Л. П. Кирюкова, сл. Ф. Атянина; «Умарина» («Яблонька», муз. Н. Бояркина; пение – «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; мокш. нар. песня; «Сеельне» («Ежик», муз. и сл. Г. И. Сураева-Королева и др.).У детей развивается фонематический слух, совершенствуется интонационная выразительность мокшанской (эрзянской) речи.
Совместно с Мордовской республиканской детской библиотекой регулярно проводятся тематические мероприятия («Мордовские сказки и игрушки»). На мероприятии организуются тематические выставки, где представлены красочные иллюстрированные книги, старинные мордовские игрушки: глиняные свистульки, куклы и т. д. Сотрудники библиотеки проводят различные тематические игры («Ворон и цыплята», мордовские танцы, проходят и показы мультфильмов («Куйгорож). Детям очень нравятся такие мероприятия.
Через экскурсии, произведения литературы продолжается знакомство с достопримечательностями родного города. Формируется первичное представление о народах, населяющих Мордовию, об их языках; закрепляется название города, в котором живут дети, знакомятся с названиями улиц, на которых они живут, с достопримечательностями, расположенными недалеко от детского сада или места жительства ребенка (памятники, школы, поликлиники, кинотеатры, магазины и пр.).
Одним из важных педагогических условий формирование этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем включения следующих мероприятий в перспективное планирование работы с родителями :
– участие родителей (в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой);
– консультации для родителей, темы которых «Русские или мордовские традиции в воспитании детей»; «Как смастерить народную игрушку со своими малышами»;
– минута общения с ребенком;
– стенгазета «Мордовиянь эйкакштне».
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребенка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребенок будет любить, и по- настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.