Ольга Палагичева
Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Реализация познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»
Разработала: Палагичева О. Н. - педагог МБУ «Лицей №51» структурное подразделение детский сад «Реченька» г. Тольятти.
Историко-краеведческое воспитание является одним из направлений патриотического воспитания граждан, согласно основным документам федерального и регионального уровней. Так, в Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области историко-краеведческое воспитание определено, как формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. Мы под историко-краеведческим воспитанием дошкольников понимаем формирование представлений у детей о Малой Родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем; изучение культурных традиций родного края, знакомство с его достопримечательностями; формирование чувства гордости за свой край, воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию.
Публикация «Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений.
Обращение к данной проблеме обусловлено следующим:
– анализ возрастных психологических особенностей (образность мышления, подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т. д.) дает основание утверждать, что старший дошкольник «открыт» для воздействий окружающей действительности и способен проявлять адекватное отношение к ней (отношение к людям, самому себе, Родине и т. д.). Именно через систему этих отношений реализуется гражданская позиция личности. Однако формирующим среди них является отношение к природе родного края, людям, живущим в родной местности, традициям, обычаям, культуре отчего дома.
– ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние оказывают те социальные институты, где он живет, развивается.
– в жизни дошкольника родной край занимает одно из важных мест, и от того, какое отношение сложится у него к этому «Дому» будет зависеть его дальнейшее становление, как личности.
– характер и содержание процесса приобщения к родному краю определяются в дошкольном возрасте прежде всего взрослыми. Они учат понимать окружающий мир, определенным образом к нему относиться, наконец, учат способам участия в нем.
Ознакомление детей с краеведением ориентировано на развитие интегративных качеств дошкольника, его познавательных интересов и эмоциональной сферы. Материал используется в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей и взаимодействии с родителями.
Календарно-тематический план на один день
Группа: старшая.
Тема недели «Я живу в Тольятти»
Организуемая культурная практика: познавательная
Цель:
Формировать представления детей о природной уникальности Самарской Луки, развивать познавательный интерес к изучению родного края, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности.
Утро
Выставка:
- фотографии с изображением достопримечательностей Самарской Луки
- герб Самарской губернии;
- гербы городов Самарской губернии.
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес.
Просмотр видеосюжета «Красота Самарской Луки»
Цель: познакомить детей с датой создания Самарской губернии, формировать у детей элементарные представления об истории возникновения Самарской губернии, о том, что Самарская область включает в себя несколько городов, которые в свою очередь имеют собственную историю, о многообразии животного и природного мира края, промышленных предприятий.
Чтение «Сказки Самарской Луки»
Цель: способствовать развитию художественного восприятия текста.
Прогулка № 1
Наблюдение за березой.
Цель: знакомить с деревом, ставшим символом России, закреплять умение отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Художественное слово. Чтение стихотворений о березе.
Цель: формировать умение детей понимать смысл прочитанного стихотворения. Обращать внимание детей как посредством поэтического слова автор выражает свое отношение к березе.
Дидактическая игра «Подбери словечко».
Цель: Формировать умение детей подбирать слова, описывающие березу.
Дидактическая игра «Из чего состоит»
Цель: Закрепить знания о частях дерева.
Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Цель: Закрепить знания детей о названиях деревьев.
Подвижная игра «Найди свое дерево»
Цель: формировать умение детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя.
Трудовые поручения: собрать сломанные ветки на участке детского сада.
Подвижная игра «Погода».
Цель: Развивать творческие способности и мыслительные операции на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.
Обед
Чтение х/л
цель: воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
Вечер
Дидактическая игра «Что я видел и где был».
Цель: Определить, в каких местах Самарской области были дети и что интересного они там видели, есть ли родственники, живущие в городах Самарской области.
Экспериментирование «Как очистить воду?»
Цель: формировать ценностное отношение к природе, обогащать личный опыт экологически грамотного воздействия с природой.
Д/и «Берегите Землю» (изготовление природоохранных знаков)
Цель: приобщать детей к природоохранной деятельности, формирование патриотических чувств; совершенствовать изобразительную деятельность детей.
Прогулка № 2
Наблюдение «Улицы любимого города»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях города (Автоваз, Памятник В. Н. Татищеву, Спасо-Преображенский собор, Парк Победы, Парк развлечений «Фанни», Дворец спорта «Волгарь» и т. д). Продолжать воспитывать любовь к родному краю, родному городу, месту, где родился.
Художественное слово.
Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворение о Тольятти.
Подвижно игровое упражнение «На речке – Волге».
Цель: Совершенствовать умение координировать речь с движениями.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: Упражнять в умении двигаться по кругу в игре; ритмично двигаться в соответствии с текстом.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Цель: Закреплять умение детей подбирать слова к предложениям, касающихся города Тольятти.
Игра малой подвижности «Найди и промолчи»
Цель: Формировать умение детей находить предмет, ориентируясь на слова педагога.
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Тольятти»
Цель: Формировать умение детей использовать полученные знания про родной город, в организации сюжетной ролевой игры. Закреплять умение детей распределять игровые роли и выполнять игровые действия, в соответствии с выбранной ролью.
Трудовые поручения. Собрать мусор на участке детского сада.
Цель: Вызвать в детях желание соблюдать чистоту и порядок не только на территории детского сада, но и за его пределами.
Самостоятельная деятельность детей в освоении культурной практики:
-Фотографии, открытки достопримечательностей городов Самарской области и промышленных предприятий;
- Герб Самарской губернии;
- Гербы городов Самарской губернии;
- Фотографии видов городов, главных достопримечательностей;
- Карта Самарской области, флажки;
- Фотографии с изображением праздника «День города»;
Наборы различных памятных подарков и сувениров (открытки, календари, значки, чашки, часы, вазы, магниты и т. д.)
- Наглядно-демонстрационный материал «Растительный мир"
-Набор дидактических игр и наглядно демонстрационного материала по теме «Наш Самарский край»
-Экспериментирование с водой
-Наглядно-дидактическое пособие «Самара – многонациональный край», «Природа родного края»;
-Различные вырезки из журналов с изображением видов городов самарской области и достопримечательностями.
-Фотографии, открытки достопримечательностей города, промышленных предприятий
Взаимодействие
с родителями/ социальными партнерами
-Проведение интервьюирования родителей «Есть ли у вас интересная история, связанная с Самарской областью».
-Привлечь родителей к созданию фотоальбома «Путешествие по Самарской Луке»
-Организация выставки художественной литературы
о Самарской области