МААМ-картинки

Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Ольга Палагичева
Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Тема «Реализация познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»

Разработала: Палагичева О. Н. - педагог МБУ «Лицей №51» структурное подразделение детский сад «Реченька» г. Тольятти.

Историко-краеведческое воспитание является одним из направлений патриотического воспитания граждан, согласно основным документам федерального и регионального уровней. Так, в Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области историко-краеведческое воспитание определено, как формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. Мы под историко-краеведческим воспитанием дошкольников понимаем формирование представлений у детей о Малой Родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем; изучение культурных традиций родного края, знакомство с его достопримечательностями; формирование чувства гордости за свой край, воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию.

Публикация «Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений.

Обращение к данной проблеме обусловлено следующим:

– анализ возрастных психологических особенностей (образность мышления, подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т. д.) дает основание утверждать, что старший дошкольник «открыт» для воздействий окружающей действительности и способен проявлять адекватное отношение к ней (отношение к людям, самому себе, Родине и т. д.). Именно через систему этих отношений реализуется гражданская позиция личности. Однако формирующим среди них является отношение к природе родного края, людям, живущим в родной местности, традициям, обычаям, культуре отчего дома.

– ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние оказывают те социальные институты, где он живет, развивается.

– в жизни дошкольника родной край занимает одно из важных мест, и от того, какое отношение сложится у него к этому «Дому» будет зависеть его дальнейшее становление, как личности.

– характер и содержание процесса приобщения к родному краю определяются в дошкольном возрасте прежде всего взрослыми. Они учат понимать окружающий мир, определенным образом к нему относиться, наконец, учат способам участия в нем.

Ознакомление детей с краеведением ориентировано на развитие интегративных качеств дошкольника, его познавательных интересов и эмоциональной сферы. Материал используется в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности детей и взаимодействии с родителями.

Календарно-тематический план на один день

Группа: старшая.

Тема недели «Я живу в Тольятти»

Организуемая культурная практика: познавательная

Цель:

Формировать представления детей о природной уникальности Самарской Луки, развивать познавательный интерес к изучению родного края, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности.

Утро

Выставка:

- фотографии с изображением достопримечательностей Самарской Луки

- герб Самарской губернии;

- гербы городов Самарской губернии.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес.

Просмотр видеосюжета «Красота Самарской Луки»

Цель: познакомить детей с датой создания Самарской губернии, формировать у детей элементарные представления об истории возникновения Самарской губернии, о том, что Самарская область включает в себя несколько городов, которые в свою очередь имеют собственную историю, о многообразии животного и природного мира края, промышленных предприятий.

Чтение «Сказки Самарской Луки»

Цель: способствовать развитию художественного восприятия текста.

Прогулка № 1

Наблюдение за березой.

Цель: знакомить с деревом, ставшим символом России, закреплять умение отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Художественное слово. Чтение стихотворений о березе.

Цель: формировать умение детей понимать смысл прочитанного стихотворения. Обращать внимание детей как посредством поэтического слова автор выражает свое отношение к березе.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

Цель: Формировать умение детей подбирать слова, описывающие березу.

Дидактическая игра «Из чего состоит»

Цель: Закрепить знания о частях дерева.

Подвижная игра «Беги к тому, что назову»

Цель: Закрепить знания детей о названиях деревьев.

Подвижная игра «Найди свое дерево»

Цель: формировать умение детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; быстро действовать по сигналу воспитателя.

Трудовые поручения: собрать сломанные ветки на участке детского сада.

Подвижная игра «Погода».

Цель: Развивать творческие способности и мыслительные операции на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Обед

Чтение х/л

цель: воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.

Вечер

Дидактическая игра «Что я видел и где был».

Цель: Определить, в каких местах Самарской области были дети и что интересного они там видели, есть ли родственники, живущие в городах Самарской области.

Экспериментирование «Как очистить воду?»

Цель: формировать ценностное отношение к природе, обогащать личный опыт экологически грамотного воздействия с природой.

Д/и «Берегите Землю» (изготовление природоохранных знаков)

Цель: приобщать детей к природоохранной деятельности, формирование патриотических чувств; совершенствовать изобразительную деятельность детей.

Прогулка № 2

Наблюдение «Улицы любимого города»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях города (Автоваз, Памятник В. Н. Татищеву, Спасо-Преображенский собор, Парк Победы, Парк развлечений «Фанни», Дворец спорта «Волгарь» и т. д). Продолжать воспитывать любовь к родному краю, родному городу, месту, где родился.

Художественное слово.

Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворение о Тольятти.

Подвижно игровое упражнение «На речке – Волге».

Цель: Совершенствовать умение координировать речь с движениями.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Упражнять в умении двигаться по кругу в игре; ритмично двигаться в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель: Закреплять умение детей подбирать слова к предложениям, касающихся города Тольятти.

Игра малой подвижности «Найди и промолчи»

Цель: Формировать умение детей находить предмет, ориентируясь на слова педагога.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Тольятти»

Цель: Формировать умение детей использовать полученные знания про родной город, в организации сюжетной ролевой игры. Закреплять умение детей распределять игровые роли и выполнять игровые действия, в соответствии с выбранной ролью.

Трудовые поручения. Собрать мусор на участке детского сада.

Цель: Вызвать в детях желание соблюдать чистоту и порядок не только на территории детского сада, но и за его пределами.

Самостоятельная деятельность детей в освоении культурной практики:

-Фотографии, открытки достопримечательностей городов Самарской области и промышленных предприятий;

- Герб Самарской губернии;

- Гербы городов Самарской губернии;

- Фотографии видов городов, главных достопримечательностей;

- Карта Самарской области, флажки;

- Фотографии с изображением праздника «День города»;

Наборы различных памятных подарков и сувениров (открытки, календари, значки, чашки, часы, вазы, магниты и т. д.)

- Наглядно-демонстрационный материал «Растительный мир"

-Набор дидактических игр и наглядно демонстрационного материала по теме «Наш Самарский край»

-Экспериментирование с водой

-Наглядно-дидактическое пособие «Самара – многонациональный край», «Природа родного края»;

-Различные вырезки из журналов с изображением видов городов самарской области и достопримечательностями.

-Фотографии, открытки достопримечательностей города, промышленных предприятий

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

-Проведение интервьюирования родителей «Есть ли у вас интересная история, связанная с Самарской областью».

-Привлечь родителей к созданию фотоальбома «Путешествие по Самарской Луке»

-Организация выставки художественной литературы

о Самарской области

Публикации по теме:

Экспресс-диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Статья Я,Варданян Виктория Анатольевна, педагог-психолог МБУ «Центра Психолого-Педагогической Медицинской и Социальной Помощи» в рамках.

Формы культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Школьный урок» Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе. Задачи: Развивать произвольное внимание, память, мелкую.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Методическая разработка «Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО» Национальные культурные практики являются особенным видом детской деятельности, способствующей усвоению и передаче культурных норм и правил,.

Организация и реализация экспериментирования старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников.

Применение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?»Применение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» Применение культурных практик в НОД на тему: ««Образ-Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» в подготовительной к школе.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду - одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Реализация культурных практик С целью проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 14:09
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД