Надежда Утицких
Реализация творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования заключается в том, что в каждом ребенке спрятано много творческих способностей. В детстве мы все уникальные творцы и любопытные экспериментаторы. Но с годами творчество угаснет, если его не развивать регулярно. Поэтому основная задача воспитателя - создать благоприятную среду для прорастания творческих семян ребенка.
Публикация «Реализация творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ» размещена в разделах
Творчество происходит от слова «творение». Это процесс, в котором рождаются и реализуются новые оригинальные и креативные идеи. Это означает, что креативность - это способность человека принимать необычные решения, создавать уникальные идеи и воплощать их в жизнь. Родители и педагоги часто делают основной упор на развитие логического мышления и памяти ребенка. И творчество игнорируется. Например, у них не развивают воображение, интуицию и любопытство, воображаемое мышление и восприятие. Творческое развитие так же важно, как и логическое, они дополняют друг друга. Только благодаря взаимодействию творческих способностей и интеллекта ребенок становится гибким в мышлении и действиях, способен выражать оригинальные идеи и быстро ориентироваться в необычных ситуациях. Обществу нужны нестандартные, разноплановые личности, способные к творческой деятельности.
Считается, что способность мыслить творчески важна только в творческих профессиях, таких как писатель, дизайнер или художник. На самом деле человек с развитыми творческими способностями с большей вероятностью сможет реализовать себя и стать лучшим в любой профессии. Именно в детском саду закладываются основы творческой личности.
ФГОС рекомендует 6 основных методик развития творческих способностей детей.
1 - Откройте для себя мир вокруг вас
Дети от природы очень любопытны. У них много безответных вопросов: «Почему небо голубое?» и "Почему трава зеленая?" Задача педагога - пробуждать и поддерживать у детей интерес к окружающему миру. Показать растения и рассказать о животных на прогулках, поговорить об игрушках и предметах домашнего обихода в группе. В таких беседах дети получают ответы на свои вопросы, выстраивают логические цепочки и учатся внимательно наблюдать за всем, что их окружает.
2 - Развивающие игры
Игра - это основной способ развития детей. Игры помогают развивать воображение и творческое мышление, применять теоретические знания в жизни. Например, ребенок строит из подручных материалов здание. Он сначала представляет это в своей голове с помощью образного мышления, а затем воплощает этот образ в реальность. Игры также могут принимать форму квестов, викторин и театральных микросцен. Превратившись в другой образ, ребенок учится ставить себя на место другого человека или даже объекта и испытывать сострадание.
3 – Чертеж
Это самый привлекательный вид творчества для детей. Рисование развивает воображение и пространственное мышление (умение представить объект во всех деталях, учит управлять своими действиями.
В рисунках маленьких детей сложно различить очертания предметов, но к 3-4 годам рисунки становятся более понятными и четкими. Воспитатель следит за тем, чтобы у детей всегда был доступ к инструментам для рисования.
4 – Моделирование
Скульптура отлично развивает у детей мелкую моторику и умение детально изображать предметы. Лучше начинать лепку с простых форм, таких как круг и овал. И постепенно переходить к более сложным. Дети ассоциируют скульптуру с игрой, потому что им хочется поиграть с фигурками, которые они вырезают. Для скульптуры рекомендуем педагогам использовать самые разные материалы и чередовать их. Это могут быть пластилин, глина или тесто.
5 - Чтение
Педагог должен выбрать книги, альтернативные жанры - рассказы, притчи и стихи - в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Мы рекомендуем вам разыграть сценку из книг и побудить детей придумывать стишки. Если книга увлекательная, у детей появляется любопытство - их начинает интересовать конец рассказа. В дело вступает воображение - дети сами пытаются разгадать конец истории. Чтение и прослушивание книг развивает логику, учит анализировать и запоминать важные моменты.
6 – Музыка
Музыкальные игры развивают слух, память и пространственное мышление. Это помогает ребенку выразить свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песни, учатся распознавать ритм, придумывают собственные движения и начинают танцевать в такт. Вот почему иногда полезно включить детские песни или классическую музыку. Если педагог серьезно и комплексно подойдет к развитию детей, они с удовольствием займутся творческой деятельностью. Такой подход способствует развитию творческого мышления у детей и показывает, как теоретические знания можно применить на практике. И с чего же начать?
1. Вовлекайте детей в творческую деятельность с первого дня в детском саду. Организация мастер-классов по живописи и аппликации, практических занятий. Составьте план творческого развития детей, чтобы использовать систематический, а не разовый подход.
2. Создайте благоприятную среду, которая побуждает вашего ребенка проявлять творческий подход. Для этого разместите творческие материалы на видном месте и поддержите все старания ребенка. Не отказывайте ребенку в помощи с уроком, но и ничего не делайте для этого. Если ваш ребенок хочет рисовать, не уговаривайте его, предлагая лепку или танцы.
3. Переходите от простого к сложному. Попросите ребенка сначала придумать стишок, а затем квартет. Прочтите сначала короткий рассказ, а затем более длинный. Постепенное усложнение задачи создает условия для развития.
4. Учитывайте возраст ребенка. Дети 1,5–3 лет активно увлекаются музыкой. Они стараются двигаться в такт и улавливать ритм. Они учатся ловить кисти и фломастеры, много экспериментируют. К 3-4 годам дети переживают пик интереса к творчеству. Они многому научились, теперь в своих творческих работах пытаются визуализировать окружающий мир, начинают фантазировать. А дети 5-6 лет активно изучают окружающий мир, фантазируют и воображают, умеют сконцентрироваться на задаче и самостоятельно справиться с трудностями.
Таким образом, мы видим, что дошкольники очень любопытны. У них нет стереотипов, поэтому они открыты для новой информации. Развитие творческих способностей в детском саду позволяет ребенку стать нестандартным, активным и независимым человеком.
Литература:
1. Асафьев, Б. В. О музыкальных и творческих способностях детей // Избр. статьи по музыкальному образованию и обучению. Т. 2. Л. : Музыка, 1973.-156 с.
2. Венгер Л. А. Психологические особенности активности ребенка, М. 1968. -350 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детстве : / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1997. -200 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований / В. В. Давыдов. - М. : ИЗ «Академия», 2014. -367 с.
5. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное образование. - 2016 - №3-С. 9.