Ирина Васильева
Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС на основе личного опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение
детский сад «Солнышко»
Доклад
«Применение игровых технологий
в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС
на основе личного опыта»
Воспитатель: Васильева Ирина Сергеевна
п. Усть-Ордынский
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идёт в детский сад.
Публикация «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС на основе личного опыта» размещена в разделах
Я полностью соглашусь со словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.
В свете ФГОС ДОУ личность ребёнка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности - учебной.
Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса в форме различных игр.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Целью игровой технологии в моей практике является:
- Не менять ребенка
- не переделывать его
- не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам
- а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачей каждого моего занятия:
- Подобрать средства, которые активизируют деятельность детей и повысят её результативность;
- Достигнуть высокого уровня мотивации за счёт собственной активности ребёнка;
- сделать воспитательный процесс управляемым.
В своей практике я применяю различные виды игр, которые различаются по:
- виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
- характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
- содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
- игровому оборудованию - настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Не стоит забывать, что непосредственное и систематическое общение педагога и детей - это главный компонент игровой технологии.
Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации.
Начиная с первых дней посещения ребёнком детского сада, моей основной задачей является формирование эмоционального контакта, доверия мне, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнёра в игре).
Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится?», «Кто быстрее докатит мяч».
У детей, как показывает опыт работы, в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приёмы. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.
Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребёнку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так?», специально допуская ошибку в своих действиях, а ребёнок должен ее заметить.
Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления : наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Ребёнок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление.
Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать своё поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
В качестве одного из эффективных видов я применяю игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками, такая театрально-игровая деятельность, по моему мнению, обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции:
- приобщают воспитанников к народной культуре, традициям,
- воспитывают толерантность,
- воспитывают уважение к разным народам.
Это одно из важных направлений регионального компонента образовательной программы нашего детского сада «Солнышко».
Как показывает мой опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новоселова С. Л. «Игра дошкольника». / Под редакцией кандидата психологических наук, М. : Просвещение, 1989. – 188 с.
2. Синякова Е. А. «Игровые технологии в ДОУ»
3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Гном и Д, 2005. – 128 с.
4. Валитова И. Е. «Психология развития ребёнка дошкольного возраста»8. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с. : ил.
5. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учё ба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.
6. Некоз И. Л. «Развиваем личность ребёнка в игре