Екатерина Подопригор
Реализация регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста через изучение традиций и обычаев жителей Урала
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по теме самообразования:
Цели:
Продолжать приобщать детей к культурным ценностям жителей Южного Урала познакомить детей с историей и народными традициями.
Задачи:
• Закрепить знания детей о национальной одеждой народов Южного Урала;
• Пополнить представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
• Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству людей живущих на Южном Урале.
Публикация «Реализация регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста через изучение традиций и обычаев жителей Урала» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
материалы: доска, подарки- витамины или леденец, малахитовая шкатулка, иллюстрации с камнями, коллекции минералов, письмо и вопросы, название остановок, изделия из камней, шкатулка, сувениры.
картинки с русскими костюмами и избой.
Ход занятия:
1. часть. Вводная.
-Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
- Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
-Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами, заканчивая фразой:
«Все у нас пригожие.
Все у нас хорошие».
- Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать приятно.
-Давайте, ребята, вспомним все что мы знаем о нашей Родине. Правильно ответивший на мой вопрос - отправляется с нами. (дети по очереди отвечают на вопросы)
-А как называется область, в которой мы живём? Челябинская.
_ А главный город нашей области?
- Ребята, что нарисовано на гербе нашей области? (ответы детей - верблюд).
- А как называется наш город? (ответы детей). Верно, Миасс.
- Что изображено на гербе нашего города?
- А теперь скажите в какой стране мы живем?
-Кто же является главой нашего государства? Президент
- Назовите государственные символы России (герб,гимн, флаг).
- Кто изображен на гербе нашей столицы -города Москвы?
Кто знает, как наш край называется? (выслушивает ответы детей).
Верно, Урал. С заданием справились!
-Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие по Южному Уралу. А эту станцию в нашем путешествии вы должны угадать, как же она называется? Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая? Озеро.
- Правильно остановка «Озерная». Недаром она так называется.
- А как вы думаете почему она так называется? Да, потому что на Южном Урале очень много озер. Все они красивые и у них очень интересные названия.
- Как называется озеро, которое является жемчужиной Южного Урала? Озеро Тургояк. Это одно из самых чистых и прозрачных озер планеты.
- Какие еще вы знаете озера Южного Урала?
- Называете озеро у Ильменского заповедника?
- Как называется река, которая протекает через наш город?
- Предлагаю вам поиграть в игру поиграем в игру, которая называется «Собери правильно" Я вам раздам на стол по картинке с изображением озера или речки, вам необходимо их собрать
-Давайте проверим что у вас получилось. (убрать пазы)
- Следующая остановка в нашем путешествии — «Национальная».
- У нас на Урале проживают люди разной национальности. Давайте назовем их.
(Русские, башкиры, татары, украинцы, казахи,)
- Дети как называется национальное традиционное жилье башкир. Юрта
- А национальное традиционное жилье русских?
-Назовите элементы женского костюма, А чем украшали кокошники (лентой?
-Назовите элементы мужского костюма? Как называлась рубаха. Косоворотка
-национальных костюмах Башкиров.
- Что носили женщины?. длинного (до щиколотки) платья, узорной аппликацией, вышивкой.
_ Из каких элементов состоит костюм для мужчины? тюбетейки, татарских сапог (ичиги,бушлат широкий пояс
- Как называются башкирские сапоги?
_ Поиграем в игру " Собери костюм" Я раздам на стол положу костюмы разных народов мы потом правильно подобрать к ним элементы одежды.
- Ребята, А ещё ребята, Урал называют каменной страной. Почему? (ответы детей- Потому, на Урале много гор.
- Поэтому следующая наша остановка — «Горная».
- Но прежде чем мы попадем на следующую остановку, нам нужно прийти через пещеру Хозяйки Медной горы. Отправляемся?
Физ. минутка
Вход в пещеру мы нашли Дети идут простым шагом.
И как ящерки ползли. движение руками
И мы ползли,
Вход в пещеру мы нашли. разводят руками
По пещере мы идём Идут простым шагом.
И по камушку найдём. Приседают, поднимают
Вот один, «воображаемый» камушек правой рукой.
Вот другой, поднимают левой рукой.
Потанцуем мы с тобой. Кружатся с вытянутыми в стороны ладошкам
Мы в пещере побывали, Останавливаются, и. Смотрят вверх.
Капля раз Шлёпают правой ладошкой о левую ладошку.
Капля два, Шлёпают левой ладошкой о правую ладошку.
Сверху капает вода. Держат перед собой раскрытые ладони.
Из пещеры мы идём, Идут маршевым шагом
Песню звонкую поём. и поют.
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,
Из пещеры мы идём.
- следующая наша остановка — «Горная».
- Люди относятся к Уралу очень уважительно. Как дети он называется?.
- Почему называют «Седой Урал», «Урал – батюшка»?.
- А кто запомнил что означает само слово «Урал» в переводе с башкирского?
- ответы детей Означает «Пояс». Урал – это значит пояс. Поэтому Уральские горы называют каменным поясом.
- Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. От кого это письмо?
- Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы.
Вижу, что вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои. Вам знакомы уральские сказы Бажова про наших мастеров, ответьте правильно на мои вопросы.
А если отгадайте загадки мои — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор».
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка ….Даренка
2. Козё л тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
3. Только этот мастер смог
Сделать каменный. цветок
4. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза словно изумруды,
Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)
- Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот дорожка. Видно Хозяйка Медной горы нам место
какое-то заветное показывает.
-Приглашаю детей к столу, на котором размещены коллекции
минералов, иллюстрации. фотографии).
- Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно, везде: в реке, на дороге.
- Какие камни называются драгоценным?. Почему они так называются?
- Они то и ценились они издавна людьми.
- И что же научились из них делать мастера?
Делать из них необыкновенной красоты вещи.
- Своим мастерством человек оживляет камни. и вот уже перед нами стройное деревце,
маленькая черепашка или резная шкатулка из малахита.
- Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы)
- Есть мастера, которые использовали яркие цвета камня и создали прекрасные картины.
- Для чего люди изготавливают все это?
- Это всё работа мастеров, а камни из коллекции - это богатство Уральской земли.
- Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка.
- От кого она как вы думаете? Как вы догадались? (ящерица)
- А в ней подарки от Хозяйки Медной горы (раздаст детям сувениры).
Итог :
-Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Ребята, понравились вам подарки?
- На каких остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? - Вот как много вы знаете о природе Уральской. пора возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось.