Елена Романова
Использование техники «коллаж» для обогащения детской изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование техники "коллаж" для обогащения детской изобразительной деятельности
Дошкольное детство является важнейшим периодом для развития интеллектуальных качеств и творческого воображения ребенка. Одним из главных условий, обеспечивающих его творческое и интеллектуальное развитие, является работа по изодеятельности.
Публикация «Использование техники „коллаж“ для обогащения детской изобразительной деятельности» размещена в разделах
С малых лет внимание малыша привлекает окружающий мир, та жизнь, которая совершается на его глазах. Изображение предметов, явлений окружающего мира помогает пережить, осмыслить самые яркие впечатления от увиденного.
Для ребенка - дошкольника основной путь развития - обобщение своего собственного опыта, который опирается, прежде всего, на наглядные представления. Поэтому первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - наблюдение и экспериментирование. Ребенок должен познакомиться со свойствами и возможностями изобразительного материала.
Именно этому знакомству способствуют занятия нетрадиционными техниками, в том числе техника «Коллаж». На таких занятиях, он может поиграть, поэкспериментировать с художественными материалами, открыть их новые "необыкновенные" свойства и возможности, познакомиться с необычными приемами рисования. В достаточно легкой игровой форме ребенок может познакомиться и с теорией цвета, возможностью смешивания красок.
В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, развитию интеллекта, и в том числе, речи детей. Доступность использования нетрадиционных техник так же определяется возрастными особенностями детей.
Начинаю работу в этом направлении с более доступных техник изодеятельности, постепенно усложняя их.
Уже в младшей группе первые свои знания по смешиванию красок дети получают на занятиях по монотипии («Листики летят», «Осеннее деревце», «Красивая бабочка»). В средней группе и старшем дошкольном возрасте количество и разнообразие занятий по нетрадиционным техникам увеличивается, а их качественный уровень усложняется.
Приступая к технике «коллаж», старшие дошкольники достаточно хорошо усвоили приемы работы многих нетрадиционных техник. И сейчас они как бы расширяют поле своей деятельности, приступая к более сложным задачам.
Для работы я выбрала два самых главных материала, которые всегда есть в изостудии, это бумага и краски (акварель или гуашь, остальные материалы – природный, бросовый – добавляются по мере необходимости, в зависимости от поставленных задач.
Допустим, тема учебной программы «море», «морские жители»
Здесь не обойтись без техники «рисование на мокрой бумаге»
Детям предлагается понаблюдать, как расплываются яркие красочные пятна акварели по сырому листу бумаги. Можно поэкспериментировать – посыпать этот «рисунок солью», и опять понаблюдать, как изменяется рисунок пятен и фактура листа, создавая эффект зернистости. Можно еще раз усложнить задание - предложить рисовать на мокрой бумаге в теплой или холодной цветовой гамме. Для создания самодельной бумаги подходит «техника монотипия», «рисование на мятой бумаге», «мраморная бумага», «набрызг»…
Эффектная фактура бумаги получается с помощью «приема тамповки», тамповать можно поролоном, толстой губкой, мятой бумагой, в один цвет, или несколькими цветами, накладывая один слой на другой. Если немого потренироваться, как взрослому, так и ребенку, то можно выполнить интересные цветовые растяжки.
На бумаге покрытой толстым слоем гуашевой краски, можно «процарапывать различные полосы» прямыми, круговыми движениями, штрихами. Процарапывают краску кусочками картона, зубьями пластиковой вилки, острой бамбуковой палочкой, черенком кисточки. Создается рельефная поверхность.
Бумага, покрытая краской и выполненная в разных техниках, отлично сочетается в одной работе. Главное чтобы цветовое сочетание оказалось интересным, гармоничным.
Интересная работа получается из «бумажного теста» : из салфеток, клея ПВА и воды в миксере размешиваем «тесто», затем его укладываем на подготовленную поверхность и раскатываем скалкой. Сверху, на ещё не высушенную поверхность «теста», раскладываем бисер, мелкие бусины, сухие цветы, листья и т. п., лишь бы было красиво, нарядно и соответствовало замыслу работы.
Следующий этап – создание коллажа.
Обычно это коллективная работа. Одной теме посвящается несколько занятий. С помощью трафаретов, вырезаем детали будущего коллажа. Далее, раскладывая все детали на заготовке, дети могут упражняться в составлении композиции, придумывать и добавлять различные детали в изображение.
Здесь можно свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии будущего произведения.
Вся эта работа развивает не только умения и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление, заставляет ребенка по – новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создать свой собственный образ.
Главная цель моих занятий:
использовать возможности разнообразных изобразительных техник для обогащения детской изобразительной деятельности, через знакомство со свойствами материалов, с целью создания выразительного изображения, образа.
Такая работа может обладать всеми возможностями красок и способна передать зрительно те же ощущения, что и живопись, акварель, батик…
Пользуясь богатством расцветок и фактур полученной бумаги, сочетая бумагу с близкими ей материалами – природным, бросовым можно создавать работы, радующие зрителей колоритом, своеобразием,
дарящие определенное настроение.
Коллаж, пальчиковая живопись и другие техники нетрадиционного рисования способствуют развитию у дошкольников творческого мышления, пробуждают фантазию, активируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают моторику руки. Они способствуют пониманию законов композиции, цветоведения, воспитанию художественного вкуса. Эта работа сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Происходит интеграция различных видов изобразительной деятельности : в процессе создания интересного выразительного образа возможно сочетание изобразительных техник и материалов. Что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живет современный ребенок (повышение интереса общества к творческим решениям в дизайне интерьера, города, «сочетание несочетаемого» в рекламе) и опираться на них в процессе его эстетического развития.
Такая техника понятна детям различного возраста, с различными навыками обучения и более того, работая в данной технике, ребенок способен легче понять и принять традиционные способы живописи, графики, лепки.
К тому же, дети получают огромное удовольствие от процесса и результата работы.