Наталья Семикина
Реализация преемственности в обучении дошкольников и детей начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Публикация «Реализация преемственности в обучении дошкольников и детей начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
В отечественной психолого-педагогической литературе проблема преемственности обсуждается в тесном единстве с проблемой готовности к обучению, которую ученые изучают в различных аспектах (С. И. Архангельский [1], А. А. Вербицкий [4], М. И. Дьяченко [13], В. А. Сластенин [31]).
Рассмотрим понятие «готовность к школе», понимая его как ключевое средство решения проблемы подготовки ребенка к школе в русле преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования.
Общепринято под «готовностью к школе» подразумевать «уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными [31, 236].
Подготовка детей к школе задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.
В ходе педагогической практики нами было проведено исследование по реализации преемственности в обучении дошкольников и учеников начальной школы.
Экспериментальной площадкой являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39» г. Таганрога. Эксперимент проводился в период с сентября 2016 года по март 2017 года. В эксперименте принимали участие старшие дошкольники 1 и 2 группы. Из них 1 группа – экспериментальная (11 человек, 2 группа – контрольная (10 человек). Общая выборка составила 21 дошкольник, это дети 6 – 7 лет.
Цель нашего эксперимента: выявление путей и методов реализации преемственности в обучении дошкольников и учеников начальной школы
Вся опытно-экспериментальная деятельность осуществлялась в несколько этапов, которые представлены в таблице 1:
Таблица 1. Этапы опытно-экспериментальной работы
Этапы эксперимента Группа Основные мероприятия
Констатирующий Диагностический 1
2 диагностика уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школе,
Завершающий обобщение и анализ собранного материала
Формирующий Начальный 1
2 разделение учащихся на две группы; подготовка к эксперименту
Методический 1 разработка путей и методов реализации преемственности ДОУ и начальной школы
Завершающий 1 составление методических рекомендаций по реализации преемственности дошкольного и начального образования
Контрольный 1
2 повторная психолого-педагогическая диагностика, обобщение и анализ собранного материла, подведение итогов
На констатирующем этапе нашего эксперимента было проведено исследование готовности групп детей старшего дошкольного возраста к школе. Для этого нами были использованы такие методики, как:
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика, включающий в себя:
–рисование мужской фигуры по представлению;
–подражание письменным буквам;
–срисовывание группы точек;
2. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).
3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе».
Для оценки эффективности методик диагностики готовности детей к обучению в начальной школе нами был разработан критериально-оценочный аппарат. В качестве критерия эффективности методик диагностики мы выделяем уровень готовности детей к обучению в школе. В качестве показателей:
– зависимость между избирательной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития;
– способность ребенка к проявлению волевого усилия, умения выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени;
– произвольность психической деятельности;
– развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, словесно-логического мышления;
– умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, возможности в области перцептивной и моторной организации пространства, умение правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого;
– исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, наличие интереса к обучению.
Цель исследования: определить уровень готовности детей к обучению в школе по всем методикам с целью выявления детей, не готовых (или не полностью готовых) к обучению в школе и дальнейшей коррекционной работы с ними.
По всем методикам (кроме опросов) работа проводилась в небольших группах по 5 человек. Опросы проводились с каждым ребенком индивидуально.
До начала диагностики мы тщательно ознакомились с характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей.
В итоге мы получили следующие результаты каждой методики (см. Таблица 2).
Таблица 2. Три субтеста (рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек)
Количество
человек Уровень готовности воспитанников к обучению в школе
Высокий Средний Низкий
21 человек 4 чел. 11чел. 6чел.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующий вывод: 19 % детей имеют высокий уровень готовности к школе, 52 % – средний, 29 % – низкий.
Результаты по второй методике «Графический диктант» (см. Таблица 3)
Таблица 3. «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин)
Количество
человек Уровень готовности воспитанников к обучению в школе
Высокий Средний Низкий
21 человек 6 чел 10 чел 5 чел
Следовательно, можно сделать вывод, что по методике «Графический диктант» у 28% детей наблюдается высокий уровень подготовки к школе, у 48% – средний и у 24% – низкий уровень.
Результаты по опроснику «Отношение ребенка к обучению в школе» представлены в таблица 4.
Таблица 4. «Отношение ребенка к обучению в школе»
Количество
человек Уровень готовности воспитанников к обучению в школе
Высокий Средний Низкий
21 человек 5 чел 13 чел 3 чел
Анализ полученных данных по опроснику, позволяет сделать следующий вывод: 24% детей имеют высокий уровень готовности к школе, 62 % – средний, 14 % – низкий.
Обобщив все данные по трём методикам, мы выявили средний балл по воспитанникам Детского Образовательного Учреждения. Конечные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 4. Обобщённые данные по трём проведённым методикам
Количество
человек Уровень готовности воспитанников к обучению в школе
Высокий Средний Низкий
21 человек 5 чел 12 чел 4 чел
Из полученных результатов можно сделать вывод, что у 24 % детей мы наблюдаем высокий уровень готовности к школе, 57 % детей имеют средний уровень готовности к обучению и 19% имеют низкий уровень.
Исходя из диагностической работы по определению готовности ребенка к школе, мы пришли к выводу, что необходимо внести коррективы в образовательную программу «Воспитание и обучение в детском саду», используемую «Детским садом №39» г. Таганрога, а именно, необходимо включить в нее соблюдение следующих принципов:
1. Принцип опоры на предшествующее развитие.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип адаптивности.
4. Принцип «Общественной семьи»
5. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
6. Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства.
Описываемые принципы были выделены нами из комплексных программ, для обеспечения преемственности образования в ДОУ и школе.
2.2. ПУТИ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ШКОЛЫ
После корректировки программы «Воспитание и обучение в детском саду», используемой в «Детском саду №39» г. Таганрога, нами было принято решение, что работу по данной программе мы будем осуществлять с группой 1 (экспериментальной, а группа 2 продолжит свое обучение и воспитание по традиционной программе.
Работу по обеспечению преемственности между первой группой «Детского сада №39» и школами г. Таганрога, руководствуясь важными принципами из комплексных программ обучения и воспитания, мы решили осуществлять по трем ключевым направлениям:
• методическая работа с преподавателями (знакомство с требованиями ФГОС к выпускнику, дискуссия критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, исследование и обмен образовательных технологий, применяемых преподавателями ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей с учителями, школой, организация общих мероприятий;
• работа с родителями (приобретение информации, нужной для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам становления детей для эффективного обучения в школе).
Для того чтобы решить проблему преемственности, мы формулируем нашу обновленную Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
Задача данной Программы: осуществить единую линию развития детей 1 группы на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный логический и перспективный курс.
Механизм осуществления преемственности, его составные компоненты работают с поддержкою конкретных методов и форм, которые реализуются в процессе специально созданной деятельности администрации, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов по созданию критерий для успешного и безболезненного перехода детей 1 группы в начальную школу.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми 1 группы:
• «участие в проектной деятельности, игровых программах, коллективной образовательной деятельности;
• поход в школьный музей, библиотеки;
• совместные торжества (выпускной в детском саду, День знаний, посвящение в первоклассники и др.) и спортивные состязания дошкольников и первоклассников;
• экскурсии в школу;
• выставки поделок и рисунков;
• встречи и разговоры с прежними воспитанниками детского сада (учениками начальной и средней школы);
• слушание дошкольниками адаптационного курса занятий, созданных при школе (занятия с логопедом, психологом, музыкальным руководителем и др. профессионалами школы);
• участие в театрализованной деятельности;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учащимися начальной школы».
2. Взаимодействие учителей школ г. Таганрога и воспитателей 1 группы:
• «круглые столы воспитателей ДОУ и учителей школы;
• мастер-классы, семинары;
• общие педагогические советы (ДОУ и школа);
• коммуникативные и психологические тренинги для учителей и воспитателей;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и уроков в школе;
• психологические и педагогические наблюдения;
• взаимодействие психологов, медицинских работников ДОУ и школы;
• осуществление диагностики по определению готовности детей к школе».
Немаловажную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет совместная работа воспитателей группы 1 и учителей школ г. Таганрога с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• «совместные родительские собрания с воспитателями 1 группы «Детского сада №39» и учителями школ г. Таганрога;
• педагогические «гостиные», дискуссионные встречи, круглые столы;
• вечера вопросов и ответов, родительские конференции;
• консультации с воспитателями 1 группы и школы;
• творческие мастерские;
• дни открытых дверей;
• встречи родителей с будущими учителями;
• образовательно-игровые практикумы и тренинги для родителей детей 1 группы, практикумы, деловые игры;
• тестирование, анкетирование родителей для изучения настроения семьи в преддверии школьной жизни ребенка из 1 группы и в момент адаптации к школе;
• заседания родительских клубов (занятия для детско-родительских пар и для родителей);
• визуальные средства общения (почтовый ящик вопросов и ответов, выставки, стендовый материал и др.);
• тематические досуги, семейные вечера».
Прогнозируемые итоги.
Итогом реализации совместной работы обновленной программы «Воспитание и обучение в детском саду» и школами г. Таганрога должно быть создание удобной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его понятность, открытость и интересность для родителей (законных представителей, воспитанников, обучающихся и всего общества, духовно-нравственное воспитание и развитие воспитанников и обучающихся;
• гарантирующей укрепление и охрану физического, социального и психологического здоровья воспитанников и обучающихся;
• комфортной по отношению к воспитанникам, обучающимся (в том числе с ограниченными способностями здоровья) и педагогическим работникам.
В таблице 5 представлен примерный план совместной работы воспитателей, учителей и родителей по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования в «Детском саде № 39» г. Таганрога.
Таблица 5. Примерный план совместной работы воспитателей, учителей
и родителей по преемственности дошкольного и начального общего
образования в «Детском саде №39» г. Таганрога
№ Содержание мероприятий Сроки Ответственные/
Участники
I. Организационно-методическая работа
1.1. Проведение совместных заседаний методического совета ДО и Школы по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования. 1 раз в четверть Старшие
воспитатели,
методисты
начальной
школы
1.2. Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни. Сент.
октябрь Педагоги-
психологи
1.3. Посещение старшими воспитателями дошкольных отделений уроков в начальных классах с целью знакомства с требованиями к уровню подготовки детей к школе. Сент. Старшие
воспитатели
1.4. Посещение учителями школы открытых занятий в детском саду с целью знакомства с уровнем образовательной подготовки воспитанников дошкольных отделений. Март
(каникулы) Методисты, учителя на-чальных классов
1.5. Совместная работа педагогов - психологов по проблеме «Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС ДО и НОО. В
течение
учебного
года Педагоги - психологи
1.6. Совместная работа учителей-логопедов школы и ДО по проблеме «Роль учителя-логопеда в подготовке ребёнка к школе». В течение
учебного
года Учителя – логопеды
1.7. Внедрение инновационной технологии реализации преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой : составление портфолио выпускника ДО (участие в конкурсах, мероприятиях ДО и выше, отражение способностей, склонностей, фиксирование индивидуальных особенностей ребёнка).
Школа получает дополнительную (документально подтверждённую) информацию о мотивированности родителей и достижениях ребёнка, что может помочь при определении индивидуального образовательного маршрута будущего первоклассника (по какой программе учиться). В течение
учебного
года Воспитатели
ДО
1.8. Анализ работы по осуществлению преемственности между ДО и начальной школой в 2016-2017 уч. году. Обсуждение и утверждение плана взаимодействия образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования на новый учебный год. Май Старшие
воспитатели,
методисты
ДО,
методисты
начальной
школы
II. Работа с родителями
2.1. Родительская конференция «Поступление в школу - важное событие в жизни детей». Ноябрь Заместитель директора, Методисты, старшие воспитатели, педагоги - психологи
2.2. Тематические консультации педагогов и специалистов школы для родителей будущих первоклассников. В
течение учебного года Педагоги - психологи, учителя - логопеды
2.3. День открытых дверей «В первый класс - без проблем!» для будущих первоклассников, их родителей и воспитателей с целью знакомства с традициями, образовательными возможностями и перспективами развития ГБОУ Школа №15. Декабрь
(первая
неделя) Заместитель
директора,
методисты,
старшие
воспитатели
2.4. Организационное собрание для родителей будущих первоклассников. Май – июнь Заместитель
директора,
методисты
2.5. Индивидуальные консультации педагога-психолога, логопеда, учителя начальных классов. В
течение учебного
года Специалисты школы
2.6. Оформление стенда "Для вас, родители будущих первоклассников". В течение учебного
года Старшие воспитатели, педагоги - психологи, учителя – логопеды
III. Работа с детьми
3.1. Развлекательно – игровая программа «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики». Сент. Учителя
начальных
классов,
методисты
3.2. Проведение совместного спортивного праздника «Веселые старты» с выпускниками детского сада и первоклассниками. Февраль Учителя начальных классов, воспитатели, воспитатели по физкультуре, учителя физкультуры
3.3. КВН между воспитанниками ДО и первоклассниками на тему «Книжкины именины». Март Воспитатели ДО, учителя начальных классов
3.4. Объединенная выставка творческих работ воспитанников ДО и учащихся начальных классов «Умелые руки не знают скуки». Апрель Учителя
начальных
классов,
воспитатели
ДО
3.5. Совместное проведение «Масленицы». Февраль
Март Учителя начальных классов, воспитатели, музыкальн. руководит., воспитатель по физкультуре,
учитель физкультуры
3.6. Экскурсии выпускников детских садов в школу. Создание проекта для будущих школьников «Мы исследуем школу». Май Учителя
начальных
классов,
воспитатели
ДО
3.7. Праздник «Прощание с букварём». Февраль Учителя
начальных
классов,
воспитатели
ДО
3.8. Изготовление подарков, операция-сюрприз "Новогодний подарок другу". Декабрь Учителя
начальных
классов,
воспитатели
ДО
3.9. Праздник «До свидания, детский сад - здравствуй Школа!» с участием первоклассников. Май Методисты, старшие воспитатели, учителя на-чальных классов, воспитатели
ДО
Итогом продуктивного сотрудничества воспитателей экспериментальной группы «Детского сада №39», учителей начальных школы г. Таганрога и родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников, по нашему мнению, должно стать улучшение интегративных качеств дошкольника, служащих базой для формирования компетенций, нужных для дальнейшего успешного обучения в школах г. Таганрога.