Татьяна Богданова
Реализация преемственности между дошкольным и начальным образованием как ресурс повышения качества начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы максимально эффективно наладить преемственные связи детского сада и школы, нужно понимать цели, задачи и содержание осуществления преемственности.
Общие цели обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• Воспитание нравственности;
• Охрана и укрепление детского физического и психического здоровья;
• Физическое и психическое развитие ребенка, сохранение его индивидуальности и поддержка.
Публикация «Реализация преемственности между дошкольным и начальным образованием как ресурс повышения качества начального образования» размещена в разделах
Формы осуществления преемственности различаются. Сюда, например, можно отнести:
• Работу с дошкольниками и младшеклассниками;
• Работу с родителями;
• Взаимодействие педагогов, интерес специалистов к обучению ребенка, его развитию.
Здесь стоит выделить важную обязанность педагога – работу с родителями. Некоторые папы и мамы ошибаются, думая, что детям уже перед школой нужно освоить базовые знания, которые обычно приобретают в начальной школе : чтение, письмо, счет и прочее. Родители опасаются, что их чадо станет посредственно учиться, поэтому могут, например, начать учить трехлетнего малыша иностранному языку.
Главное, чтобы ребенок психологически был готов к школе. Дошкольник должен понимать, что именно его ждет впереди, осознавать, что скоро он придет в новый, неизвестный коллектив и станет выполнять определенные задачи: получать новые знания, делать уроки, хорошо вести себя на занятиях, развивать самодисциплину.
Умение читать, писать от руки и считать – это базовые знания, им детей учат в младших классах. Безусловно, если будущий школьник уже освоит какой-либо из вышеперечисленных навыков, то это не повредит дальнейшему обучению, а только пойдет ему на пользу. Но совершенно необязательно в срочном порядке осваивать чтение, счет, письмо до поступления в первый класс – этому малыша обязательно научат позже.
Вышесказанное не означает, что можно вовсе не готовиться к школе. Родители, педагоги в детсаду и начальной школе, все, кто хочет достичь хорошего обучения ребенка, должны поставить единую цель: правильно подготовить будущего первоклассника к школе. В первом классе дети осваивают технику письма, поэтому важно, чтобы рука у дошкольника была «подготовлена» : нужно уметь правильно удерживать шариковую ручку, пользоваться ей. Педагогам, учителям и родителям нужно объединить усилия и обеспечить детям комфортный переход с одной жизненной ступени на иную, помочь ребенку безболезненно сменить коллектив и встретиться с другими ребятами [4, с. 26-27].
Покидая детсад, будущий школьник не знает, что его ожидает впереди: важно поддержать малыша в это время, быть с ним рядом. Папа и мама ребенка должны побеседовать с ним и объяснить, что в школе ученик получит знания, познакомится с одноклассниками, обретет друзей. Малыш не должен бояться нового и неизведанного, а наоборот - переступить порог школы смело, с желанием учиться.
В ходе работы с ребенком, педагогам нужно объяснить будущему школьнику то, что от него скоро потребуется. Учителя должны рассказать о школе, ее устройстве, и о правилах, которые нужно будет соблюдать. Здесь важно не напугать ребенка, нужно, чтобы у него произошло принятие школы и будущих перемен в жизни, а не их отторжение. И также стоит проводить экскурсии ребят из подготовительных групп детсада в учебное заведение – это исторически устоявшаяся форма знакомства будущих первоклассников со школой [5, с. 3].
У ФГОС начального образования и дошкольного есть принципиальное отличие – это ориентация программ на результат образования [7, с. 3-9]. Главная задача учителя — сформировать общеучебные умения, так называемые универсальные учебные действия, чтобы «смягчить» переход ребят в другое учебное заведение, помочь им скорее освоиться в незнакомых условиях. Во время подготовки к школе, воспитателям надо следить за учёбой подопечных, корректировать свою работу с дошкольниками. Учителя должны узнать получше будущих учеников первого класса, познакомиться с работой воспитателя, папой и мамой школьника. В результате детей хорошо готовят к школе, что способствует их качественной адаптации к обучению.
Учителя должны посещать детсады, чтобы ознакомиться с формами и методами работы в ДОУ, поскольку психологическое различие между человеком шести и семи лет небольшое.
Кроме этого, важны личности воспитателя и учителя, играющие большую роль в организации преемственности ДОУ и начальной школы [2, с. 6]. Школьные педагоги должны знать, как учат и воспитывают детей в детсаду. В организацию учебы нужно включать игры, формы и средства, которые нередко используют воспитатели. Игровые технологии в начальной школе помогут ребенку лучше адаптироваться к новой окружающей среде. В этом направлении и должны сотрудничать воспитатели и учителя.
Из вышесказанного возможно выделить три направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, являющиеся основными:
• Работа с ребенком;
• Работа с его родителями;
• Методическая работа с педагогами.
Для усовершенствования методов обучения детей, желательно проводить семинары-практикумы, методические встречи для учителей и воспитателей, их бесед. В семинары входит посещение работниками детсадов уроков в первых классах школы. Учителям, набирающим детей в 1 класс в будущем учебном году, стоит посещать открытые занятия в выпускных группах детского сада.
После занятий педагоги могут вместе обсудить насущные проблемы и привнести коррективы в свою трудовую деятельность, что позволит усовершенствовать методы обучения детей.
Литература
Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. Дошкольное воспитание, 1977, №8.
Калганова И. Н., Шевчугова Н. Е. «Преемственность дошкольного и начального образования» //Н. Ш. №2, 2007, с. 6.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. : Педагогика, 1991.
Люблинская А. А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 1956. - № 8. – С. 23-27.
Соломенникова О. А., Баранникова Н. А. «Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения» //Н. Ш. № 2, 2008 г., с. 3
Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. –М. : Педагогика, 1988.
Типы уроков в начальной школе в свете требований ФГОС // Начальное образование. - 2014. - № 4. - С. 3-9.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
О федеральных государственных образовательных стандартах : письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 (с приложением) // Официальные документы в образовании. - 2014. - № 27. - С. 78-88.