татьяна миронова
Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
После проведенного обследования детей перед нами была поставлена цель формирующего эксперимента : разработать практико-ориентированный подход, способствующий формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента :
1. Формировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
2. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.
3. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.
Публикация «Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
5. Формировать навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
6. Формировать навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
7. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников включала в себя следующие этапы работы :
1. Ознакомление детей с навыком, обучение действию.
2. Закрепление навыков.
3. Самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.
На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одевания и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение, алгоритмы («Последовательность одевания», «Мытье рук», а также широко использовали игровые приемы (внесение игрового персонажа, игровые ситуации и т. д., художественное слово, фольклор (потешки). Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД по ознакомлению с окружающим.
Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу» и т. д., разнообразные пальчиковые игры: «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята» и др., проблемные ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?».
Эти упражнения повторяли и в НОД, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.
Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы перешли ко второму этапу, цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.
На данном этапе мы использовали следующие методы:
Упражнения с использованием потешек и художественного слова («Водичка-водичка…» «Теплою водою», «Ножками потопали», «Уж я косу заплету» «Где мой пальчик» и др. ;
Игровые упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать» и т. д. ;
Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу» и др. ;
Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда);
Дополнительная мотивация и контроль «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.
Проблемные ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»;
Игровые ситуации: «Учим куклу мыть руки», «Научим Машу – растеряшу убирать вещи» и др.
Художественную литературу: И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло» Р. Куликова «Мыло», Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», Александрова «Купание», Г. Лагздынь «Куклу кормили?», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет?», A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!», B. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благинина «Как у нашей Ирки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла — клади на место!»
Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный, моем руки, вытираем руки, намыливаем руки, отжимаем руки, мы перешли к третьему этапу, цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду.
Описание некоторых дидактических игр, игровых и проблемных ситуаций, фольклор представлено в Приложениях Б и В.
Итак, при создании системы работы как неотъемлемые средства мы широко использовали народный фольклор (потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, пестушки, включая его в режимные процессы, а также игровые методы и приемы (использование игрового персонажа, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения).
При создании и использовании системы мы учитывали и индивидуальные особенности детей, поэтому обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Индивидуальная работа с каждым ребенком проводилась с учетом уровня его развития, темпов овладения культурно-гигиеническими навыками и в зависимости от особенностей состояния здоровья. В индивидуальной работе мы также активно использовала малые фольклорные формы и игровые приемы :
Объяснение и показ отдельных действий также сопровождались небольшими стишками.
Напоминания, указания, оценку действий детей (одобрение, поощрение, похвала) мы сопровождали чтением потешек, в которых употребляется имя ребенка. Это вызывало у него радость, желание повторить действие.
Практическую помощь проводили, используя положительные оценки действиям через потешки, короткие стихотворения, загадывание загадок, что поддерживало в детях желание в дальнейшем поступать также, сделать лучше.
Одним из приемов, в котором мы употребляли фольклор, явился прием повторения действий, упражнений. При выполнении упражнений мы предлагали детям проговаривать слова знакомых потешек.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежала игровым приемам. Видное место отводилось при этом дидактическим играм. Например, «Что сначала, что потом». Используя их вместе с народным фольклором, мы закрепляли у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.
Игры-экспериментирования в сочетании с загадками помогали выравнивать уровень развития культурно-гигиенических навыков детей группы.