Приложение МААМ

Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»

Ольга Юрьева
Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, воображении. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.

Публикация «Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет „Познай себя“» размещена в разделах

Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Цель:

формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.

Задачи:

1. создавать условия для полноценного психического развития ребёнка, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта;

2. проведение психологической диагностики с целью выявления уровня сформированности психических процессов;

3. разработка и проведение коррекционно – развивающих занятий по преодолению нарушений в развитии психических процессов;

4. консультировать педагогов, родителей об особенностях психического развития ребёнка;

5. формирование норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитание доброжелательного отношения, уважения прав сверстников и умения сотрудничать с ними.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

• готовностью педагога к формированию познавательных процессов у детей;

• построение социально – личностной развивающей среды в дошкольном учреждении;

• активном участии родителей в воспитательном процессе;

• проведение коррекционных – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных процессов;

Основные принципы организации образовательного процесса:

• обеспечение права каждого ребёнка на свободный выбор, на собственную точку зрения;

• опора на достижение предыдущего этапа развития ребёнка;

• принцип психологической комфортности;

принцип информированности, обогащённости и наукоёмкости.

Комплекс занятий рассчитан на детей 4-5 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20 мин., что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия проводятся по подгруппам 3-4 ребенка.

Комплекс направлен на развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Программа рассчитан на 28 недель, по 4 занятия в месяц. Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т. п.

Структура занятий:

• Проверка знаний, полученных раннее.

• Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т. д.)

• Подвижная игра

• Индивидуальная работа (по индивидуальным траекториям развития)

• Закрепление пройденного (работа в группах, парах, коллективно)

• Рефлексия

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

ТЕМЫ:

1. Диагностика уровня познавательных процессов.

2. Восприятие («Развивающая радуга», «Цветовое лото»).

3. Память,внимание,мышление,воображение. («Театрализация сказки Репка на новый лад» - задания на развитие психических процессов, задания на логику, пиктограммы, учить классифицировать, обобщать).

4. Театрализация сказки Репка на новый лад.

ЗАДАЧИ:

Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью расположения в спектре»

Развивать память, мышление, творческое воображение.

Развитие творческого воображения.

ОКТЯБРЬ

ТЕМЫ:

1. Театрализация «Фруктовый сад» (Разрезные картинки, посади фрукты).

2. Веселые фрукты. (волшебный мешочек, собери фрукты, угадай чего не стало).

3. Умные помощники. («Веселые загадки для умников», «Путаница», «Что лишнее?»).

4. Придумывание сказки «Во саду ли в огороде»

ЗАДАЧИ:

Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Учить узнавать предметы на ощупь, обогащение сенсорного опыта, развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины, развивать зрительную память).

Развивать зрительную и слуховую память, группировать картинки, развитие навыков классификации).

Развитие творческого воображения, внимания, зрительной и слуховой памяти.

НОЯБРЬ

ТЕМЫ:

1. Кукольный пальчиковый театр (Ритмическая игра «Та-та два кота», «Угадай чей голос».)

2. Театрализация «Животные и птицы» (Сложи узор, узнавание наложенных предметов, называть части тела животных и птиц, особенностях внешнего вида, какую пользу приносят.)

3. Что растет в лесу (Узнавание наложенных предметов, раскраски, операции обобщения, классификации, синтеза.)

4. Страна «Вообразилия». Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукопроизношению, формирование схемы тела)

ЗАДАЧИ:

Развитие моторики, цветовосприятия, умения работать по образцу, понятие большой — маленький, развитие представления об эталонах формы.

Формировать понятия деревья, травы и кустарники, развитие цветовосприятия, мелкой моторики, внимания. Памяти и мышления.

Обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения.

ДЕКАБРЬ

ТЕМЫ:

1. «В гостях у сказки» (театрализация сказки «Рукавичка», придумывание конца сказки.)

2. Диагностика уровня развития психических процессов.

3. Диагностика уровня психических процессов.

4. Новогодний праздник Развитие творческого воображения, внимания. Зрительной и слуховой памяти.

ЗАДАЧИ:

Изучение особенности развития психических процессов.

ЯНВАРЬ

ТЕМЫ:

1. «Почемучки в гостях у Умной феи» («Кто такой человек?», «Разрезные картинки», «Назови одним словом»).

2. «Правила поведения в общественных местах».

3. «Что сначала, а что потом».

ЗАДАЧИ:

Нахождение частей тела, развитие мышления, целостное восприятие изображения, развитие мыслительных операций.

Развитие умения следовать правилам, произвольности, зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.

Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий и событий, развитие моторики, закрепление цвета, выполнения словесных инструкций.

ФЕВРАЛЬ

ТЕМЫ:

1. «Игрушки» (Мыслительные операции, «Чего не стало?»)

2. Кукольный театр «А у нас сегодня гости!» «Третий лишний», «Что куда положить?», «Чего не стало», «Назови одним словом».

3. Кукольный театр «Гостевой этикет»

4. «Защитники отечества». Развитие мышления, внимания и памяти.

ЗАДАЧИ:

Развитие мышления: операций синтеза, классификации, обобщения по темам «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь».

Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, слуховую память, мышление, тонкую моторику, формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Расширить и уточнить словарь детей. Воспитание любви и уважения к близким.

МАРТ 1.

ТЕМЫ:

1.«Почемучки и времена года».

2. «Мамины помощники».

3. «Как Незнайки попали в беду» (Театрализация «Добрый доктор Айболит»).

4. «Профессии» («Правая и левая», «Кто что делает?», «Кем быть?».

ЗАДАЧИ:

Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и сочетание слов «Время года». Развитие операций обобщения, классификации, развитие наглядно-образного мышления, установление причинно-следственных связей.

Воспитание любви и уважения к близким людям, расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские и мужские профессии».

Развитие творческого воображения, знакомство с профессией врача, развитие зрительной и слуховой памяти.

Развитие навыков подражания, освоение схемы тела, умение называть действия людей разных профессий, закрепление знаний о различных профессиях.

АПРЕЛЬ 1.

ТЕМЫ:

1.«Транспорт».

2. Диагностика уровня развития познавательной сферы

3. Диагностика уровня развития познавательной сферы

ЗАДАЧИ:

Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Литература

1. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с. Ил. – (Школа развития).

2. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие/ М. В. Ермолаева. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»,2006. – 224 с. – (серия «Библиотека педагога – практика»).

3. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с., ил.

4. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. - Ярославль: Академия развития, 2001.- 256 с., ил – (Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение»).

5. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 314, с., : ил. – (Психологический практикум).

6. 500 лучших развивающих игр для детей от рождения до пяти лет / худож. : Н. В. Павлычева, А. А. Селиванов. – Ярославль, Академия развития, 2010. – 416 с. : ил. – (Золотая коллекция игр).

7. Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с особым ребенком. Речь. Санкт-Петербург. 2006 г.

Публикации по теме:

Игра в развитии ребенка Игра- многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь.

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 06:41
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Юрьева (УИ 9046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД