Алёна Галкина
Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.
▼ Скачать + Заказать документы
АНАТАЦИЯ
В работе представлены дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста и условно могут быть разделены на следующие блоки:
• Игры, направленные на развитие восприятия, внимания и памяти;
• Игры, направленные на развитие речи;
Публикация «Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей,» размещена в разделах
• Игры, направленные на развитие мышления.
ВВЕДЕНИЕ
Ф. Шиллер писал: «Человек только тогда и человек, когда он играет». Платон называл игру радостью богов. Ф. Фребель считал игру системой воспитания. Психолог Д. Дюи отводил игре основное место в воспитании ребенка. В социальном воспитании игра в жизни ребенка имеет исключительное педагогическое значение. С помощью игры можно изучить ребенка, так как здесь легче всего выявляются его индивидуальные особенности. К. Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания.
Старший дошкольный возраст «почемучек» жаждет исследований пермещаясь на окружающие предметы. Жажда открытий выводит малыша за порог дома. В игре и исследовании окружающего мира развиваются творческие способности, воображение и кругозор ребенка.
В рисунках все больше мелких второстепенных деталей. Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный мир. Рисование и аппликация для ребенка – это игра. Она может быть как индивидуальной, так и в группе. Дети рассматривают, задают вопросы, спрашивают, рассуждают. Все это помогает им развиваться интеллектуально, эмоционально, выражать через творчество свою индивидуальность. Восприятие мира, предметов, явлений и событий в старшем дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок целенаправленно наблюдает, рассматривает, ищет, что, конечно, способствует лучшему пониманию происходящего. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что дошкольник начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Взрослые должны помогать ребенку: давать соответствующие пояснения, фиксировать внимание на отдельных деталях предмета в определенной последовательности.
Восприятие и мышление старших дошкольников так тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста. Восприятие совершенствуется: он воспринимает величину объектов и может легко выстраивать в ряд – по возрастанию лили убыванию – до десяти разных предметов.
В процессе воспитания и игры детей необходимо опираться на их ведущие способы восприятия информации.
По мере взросления у ребенка могут появиться другие предпочтения, способности и навыки. Ребенок – дошкольник лучше запоминает то, что было сделано, учится всему на своем опыте, нуждается в контакте с другими. Ему необходимы тактильные контакты, объятия, похвала, и если их нет, ребенок удовлетворяет потребность в них за счет толкания, щипков и драк.
Развивать восприятие старших дошкольников помогает художественная, конструктивная деятельность и др.
Дидактические игры, предлагаемые в этой работе, зачастую способствуют развитию нескольких психических функций и кроме того, является средством физического развития и источником положительных эмоций.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ :
«ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ»
Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса.
Инвентарь: Не требуется.
Число участников: От 5 человек.
Участие взрослого: Желательно
Содержание: Дети садятся в рад или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух». В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове»вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если на слове «земля» - нужно назвать того, кто живет на земле. Если на слове «воздух» - того, кто летает.
«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ»
Цель: Развитие концентрации внимания, осознание своего тела, управление движениями и контроль над своим поведением.
Инвентарь: Не требуется.
Подготовка : Взрослый разучивает с детьми текст «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак»
Участие взрослого: Обязательно
Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по 1 слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак» В следующем кругу дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующем кругу уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают жестами на одно больше. В последнем кругу дети изображают жестами всю фразу полностью.
Рекомендации: Если такая длинная фраза трудная для воспроизведения, ее можно сократить, особенно на этапе освоения игры.
«РАССКАЖИ МНЕ»
Цель: Развитие воображения, способствует развитию речи.
Инвентарь: Не требуется.
Участие взрослого: Желательно
Содержание: Предложить детям составить предложение из выбранных слов. Например: «река, дом, белый» - «На берегу реки стоит дом с белой крышей» и т. п.
Начинается с небольшого набора – количество слов не должно быть больше трех.
Рекомендации: Пояснить детям, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.
«ЧТО ВЫШЕ»
Цель: Развитие логического мышления.
Инвентарь: бумага, карандаши цветные.
Участие взрослого: Желательно
Содержание: На поляне росли 3 дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а самое низкое?
Предложить нарисовать детям.
«ДОМОЙ!»
Цель: Развитие внимания, навыков ориентации в пространстве, навыков следования инструкции.
Инвентарь: не нужен
Участие взрослого: Желательно
Содержание:Дети разбиваются на пары. Ведущий дает детям разные команды, дети их выполняют. Когда ведущий тихо говорит: «домой!», каждый должен быстро вернуться к своему партнеру. Примеры команд: отпрыгните от предмета! Присядьте! И т. д.
Развитие игры : Более сложный вариант этой игры называется «апельсин».
Игра отличается тем, что дети делятся на группы по 3-4 человека. Это дольки, которые могут собираться в апельсин. Команда для сбора группы: «апельсин!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используя естественные потребности в познании ребенка этого возраста, взрослым необходимо подобрать для него такую систему, которая в максимальной степени будет соответствовать его стилю восприятия окружающего мира.
Таким образом, развитие познавательной области старшего дошкольника необходимо планировать, исходя из особенностей памяти, внимания, мышления и других психических функций, характерных для периода дошкольного детства, с учетов ведущей деятельности, новообразования и социальной ситуации развития детей-дошкольников.
И поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра, именно игре необходимо уделять особое внимание, воспитания и развития ребенка старшего дошкольного возраста, что важно помнить при подготовке ребенка к школе.
Не изнуряющие ребенка занятия в ДОУ, дома, на подготовительных к школе курсах, а формирование в процессе дидактической игры принесет ребенку максимум удовольствия и пользы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М. : Творческий центр 2007
3. Недоспасова В. А. Растем играя. М:, 2000г.
4. Субботина Л. Ю. Учимся играя. Екатеринбург, 2001г.
5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Я. ,1996г.
6. Басов А. В. Развитие логического мышления детей., Я. ,2001г.
7. Шмакова С. А. Учимся играя. М. ,2004г.
8. ГуринЮ. В., Монина Г. Б. Игры для детей. СПтб, 2008г.
9. Антонова О. В. Сто фантазий в голове,Новосибирск, 2009г.
10. www.resobr.ru и www.menobr.ru
12. dob. 1 september.ru