Получи документы

Реализация концепции развития математического образования посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития

МАРИНА ЗУБКОВА
Реализация концепции развития математического образования посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

Реализация концепции развития математического образования посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича

Подготовила: воспитатель

Зубкова М. Н.

Зерноград

2016

Публикация «Реализация концепции развития математического образования посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития» размещена в разделах

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и информатизация – процессы, требующие от образования в целом, и дошкольного образования в частности, новых подходов к определению образовательной парадигмы.

Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества для дошкольной организации, который всё больше касается требований не к конкретным знаниям, а к развитию ключевых компетенций дошкольника.

Образование периода дошкольного детства является начальным звеном непрерывного образования и направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка и его социализации. И ответственность за это берёт на себя каждый отдельно взятый педагогический коллектив. Среди образовательных организаций выстраивается чёткая линия преемственности в развитии интеллектуального потенциала детей :

детский сад – закладывает начала проектно-исследовательской деятельности дошкольника, что способствует развитию активной и ищущей личности;

начальная школа – продолжает линию развития, позволяя реализовывать индивидуально-личностный подход к каждому обучающемуся, исходя из реальных интересов ребёнка;

средняя школа – концентрирует интеллектуальный потенциал в школьных научных сообществах, где подросток имеет возможность тесного общения с наукой и единомышленниками и может претендовать на реализацию собственного исследовательского интереса.

Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала детей в МБДОУ д/с «Сказка» г. Зернограда стало логико-математическое развитие дошкольников.

Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Этим же документом обозначены задачи развития математического образования в РФ (Распоряжение правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р «О концепции развития математического образования в Российской Федерации»).

Для системы дошкольного образования определено приоритетное направление реализации Концепции : создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего это предметно-пространственная и информационная среда, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка).

Одним из условий математического развития дошкольников в образовательной организации является создание предметно-пространственной и информационной среды.

Предметно-пространственная среда как условие и возможность развития, воспитания и социализации дошкольников, является структурным компонентом образовательной среды наряду с комплексом образовательных технологий и межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса. При создании и развитии образовательной среды в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами, которые помогают не только формировать личность и развивать способности дошкольников, но и обеспечивают психологическую защищённость ребё нка:

- информативность, подразумевающая широкую тематику материалов и оборудования, а также активность дошкольников при взаимодействии с имеющимся предметным окружением;

- вариативность, которая позволит раскрыть содержание воспитания, культурные и художественные традиции и так далее;

- полифункциональность, обеспечивающая все составляющие воспитательного и образовательного процессов и дающая возможность использовать элементы предметно-развивающей среды в различных комбинациях;

- интегративность образовательных областей, позволяющая использовать материалы и оборудование одной образовательной области при освоении других предметных областей;

- педагогическая целесообразность, обеспечивающая необходимое и достаточное наполнение образовательной среды;

- трансформируемость, благодаря которой появляется возможность изменить образовательную среду таким образом, чтобы в полной мере использовать ту или иную функцию образовательного пространства;

- динамичность и стабильность образовательной среды, в которой сочетаются привычные и неординарные элементы;

- разделение образовательной среды на зоны, облегчающее трансформацию оборудования и обеспечивающее полифункциональность его использования.

МБДОУ д/с «Сказка» г. Зернограда работает по основной общеобразовательной программе, основанной на комплексной программе «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева).

Познавательное развитие, а именно развитие математических представлений у детей, осуществляется по программе З. А. Михайловой «Математика от трех до семи».

Часть заданий основной программы математического развития детей З. А. Михайловой «Математика от трех до семи» заменены на технологию развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича имеют ряд особенностей.

Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового леса. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый лес) и сказочных героев (Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк и другие).

Все эти особенности игр заинтересовали педагогов нашего детского сада, и В. В. Воскобович был приглашен для проведения своего увлекательного семинара-практикума, на котором педагоги получили практические и методические рекомендации автора по организации игрового обучения детей и созданию предметно-развивающей среды.

Благодаря неиссякаемому творческому потенциалу наших педагогов и специалистов в детском саду была оборудована комната математических игр. Заходя в неё, ребенок сразу попадает в мир загадок и сказок, и отправляется в путешествие по таинственному Фиолетовому лесу, решая причудливые задачки на своем пути.

Фиолетовый лес разделен на несколько частей, каждая из которых представлена отдельной сказкой, своими героями и пособиями. В сказочном мире Воскобовича существуют: Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова и др. У каждого места есть свои обитатели, помогающие малышам справляться с заданиями.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС ДО. Стандарт дошкольного образования делает акцент на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

У многих возникает вопрос по поводу выбранного Воскобовичем цвета. Почему именно Фиолетовый лес?

Как и многие психологи, автор методики обращает внимание на то, что фиолетовый цвет благотворно влияет на детское мышление и нервную систему, повышает творческий потенциал. Кроме того, это таинственный цвет, идеально подходящий для волшебства.

Комната математических игр нашего детского сада оборудована стеллажами, на которых аккуратно размещены различные игровые пособия В. В. Воскобовича для подгруппы детей из 14 человек и методический материал к каждому игровому комплекту. Для каждой возрастной группы изготовлен раздаточный дидактический материал к заданиям по методике З. А. Михайловой, карты, план-схемы, ребусы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счетный материал, циркули, измерительные приборы, макеты часов и др. Также кабинет оборудован магнитной меловой доской и коврографом «Ларчик». И конечно, сам Фиолетовый лес - сказочное пространство, в котором каждая игра представляет свою область математических знаний и своего сказочного героя.

Остановимся подробнее на развивающих играх В. В. Воскобовича, которые так успешно влились в образовательный процесс нашего детского сада.

Геоконт. Игра представляет собой фанерный планшет с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый «гвоздик» имеет свои координаты. (Например, Ж-2 –желтый «луч», второй «гвоздик»).

Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета, где игровое поле становится Чудесной Поляной Золотых Плодов, а разноцветные резинки превращаются в Волшебные паутинки.

В комплект игры входит методическая разработка «Умелые лапки» - это сказочная история о Пауке Юке и его внучатах-паучатах с игровыми заданиями и схемами.

Игра «Геоконт» развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников. Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный, осязательный и тактильный анализаторы, способствует формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции познания.

Другой модификацией игры «Геокон» является игра «Геовизор». Изображения рисуются маркером на экране, подложке или листе бумаги по точкам координатной сетки (отверстиям в экране).

Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.

Игра «Геоконт», «Геовизор» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» погружают ребенка в мир геометрии, где он осваивает основные геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «многоугольник» и т. д.

Квадрат Воскобовича – это игра-головоломка, в процессе которой дошкольники осваивают приемы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм.

Квадрат состоит из треугольников красного и зеленого цвета, наклеенных на ткань. За счет этого он легко трансформируется в самые разные фигуры: плоские или объемные.

Игру-головоломку сопровождает сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата». Складывая квадрат, ребенок сможет собрать : ворону, черепаху, самолетик, лодочку и многое другое.

Целью игры является развитие пространственного мышления, внимания, логики и мелкой моторики. Дошкольник, складывая геометрические фигуры разного размера, усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру (стороны, углы, вершины) геометрических фигур.

Сочетание слушания сказки и конструирования развивает детскую художественно-речевую деятельность.

Игра «Прозрачный квадрат» - это двадцать девять квадратных прозрачных пластинок, частично закрашенных, и один квадрат - цветная, непрозрачная пластина. Закрашенная часть каждой пластинки представляет собой какую-либо геометрическую фигуру (маленький, средний или большой треугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.). Предметные формы составляются путем прикладывания нескольких фигурок друг к другу.

В процессе игровой деятельности у детей развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности.

Ребенок знакомится с эталонами формы, величины, соотношением целого и части (дроби, пространственными отношениями предметов. С помощью игры дошкольник узнает о таких физических свойствах, как прозрачность и гибкость.

Сказка «Нетающие льдинки озера Айс, или сказка о прозрачном квадрате» способствует развитию художественно-речевой деятельности дошкольника, дает импульс словотворчеству, создает положительный эмоциональный настрой.

Игра «Математические корзинки» представляет собой цветную деревянную рамку, в которой находятся деревянные вкладыши («корзинки» и «грибы» другого цвета).

Игра имеет две модификации.

1. «Пять математических корзинок»

2. «Десять математических корзинок плюс…»

Манипулируя «корзинками» и «грибками», ребенок вычитает и складывает числа в пределах пяти, десяти и второго десятка.

Головоломки «Чудо-крестики-1,2,3», «Чудо-соты–1,2,3» представляют собой несколько одинаковых фигур-многоугольников, окрашенных в основные цвета спектра и вставленных в рамку. Элементы разрезаны на геометрические фигуры. В комплект игры входят конструктивные схемы сложения, по которым ребенок конструирует предметные формы.

Дошкольники, играя с головоломками, знакомятся с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Правильному восприятию эталонов помогает включение в процесс познания обследовательских действий с помощью тактильно-двигательных, зрительных, осязательных ощущений. Развитию глазомера способствует складывание фигур из частей по схемам различного масштаба.

В процессе игровой деятельности ребенок познает структуру геометрических фигур (стороны, углы, свойство симметрии, соотношение целого и части.

Игра «Чудо-цветик» представляет собой базу-вкладыш с двумя цветками, поделенными на разноцветные сегменты-дольки. Это обучающее пособие поможет наглядно освоить начальные математические представления, понимание которых могут вызывать у детей трудности в силу своей абстрактности: освоение состава числа в пределах десяти, соотношение целого и части (дроби).

Кораблик «Плюх-плюх» и «Брызг-Брызг», - уникальное пособие, которое разработал Вячеслав Воскобович для детей дошкольного возраста. Игра учит различать цвета, знакомит с порядковым и количественным счетом, помогает понять, как решать логико-математические задачи.

Героями, сопровождающими Кораблик Брызг-Брызг, являются Гусь капитан и лягушки-матросы.

Кораблик Брызг-Брызг входит в серию приложений к коврографу «Ларчик».

Коврограф «Ларчик» - игровое обучающее средство, представляющее собой современный эквивалент школьной доски или фланелеграфа с набором приложений.

Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал : «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы, цифры». Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий.

С помощью приложений, входящих в комплект «Ларчик», можно проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников.

Хочется отметить, что развивающими играми В. Воскобовича оснащены все группы нашего детского сада. Осваивая на занятиях новые для себя игры, дети могут повторить игру или придумать новую игровую задачу уже в свободной самостоятельной деятельности.

Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования осуществляется математическое развитие ребёнка, развитие математического стиля мышления, что обеспечивает успешное усвоение ребёнком математического содержания в детском саду и школе, способствует его умственному и личностному развитию.

Педагогами МБДОУ «Сказка» г. Зернограда накоплен богатый методический и практический материал в области математического образования дошкольников. Данные разработки могут применяться педагогами дошкольных организаций как для подготовки к педагогическим мероприятиям по математике, так и для организации игровой, исследовательской, самостоятельной деятельности детей.

Используемая литетатура:

1. Харько Т. Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. -Детство-Пресс, 2012.

2. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игр».-СПб, 2007.

3. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в Доу. – Воронеж, 2013.

4. https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html

Публикации по теме:

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень школы № 30.

Организация игровой деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье.

Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста» Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый.

Перспективное планирование по игровой технологии интеллектуально — творческого развития Технология «Сказочные лабиринты игры» появилась в 1998 году, состоящая из развивающих игр В. В. Воскобовича. Имя Вячеслава Воскобовича знакомо.

Положение о творческой группе по реализации Концепции математического развития в РФ 1. Общее положение: 1.1 Настоящее Положение регламентирует деятельность Творческой группы по разработке математической Концепции в МБДОУ.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Реализация физического развития детей старшего дошкольного возраста по методике игровой стретчинг «Путешествие лягушонка»Реализация физического развития детей старшего дошкольного возраста по методике игровой стретчинг «Путешествие лягушонка» Цель: способствовать укреплению физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности каждого ребёнка. Задачи: 1).

Реализация концепции математического образования в детском саду в условиях реализации ФГОС до (1 часть)Реализация концепции математического образования в детском саду в условиях реализации ФГОС до (1 часть) Реализация Концепции математического образования в РФ сегодня одна из актуальных тем в системе образования. Дошкольное образование является.

Семинар-практикум для родителей «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» Конструкт семинара-практикума для родителей по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».

Технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Развивающая среда «Фиолетовый лес» Слайд 1 Титульный Технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Развивающая среда «Фиолетовый лес».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация концепции развития математического образования посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 20:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация концепции развития математического образования посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА ЗУБКОВА (УИ 1012297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД