Екатерина Рязанцева
Реализация концепции математического образования в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО(1 часть)
Реализация Концепции математического образования в РФ сегодня одна из актуальных тем в системе образования. Дошкольное образование является первым уровнем (первой ступенью) в этой общей системе. В связи с этим, необходимо начинать процесс математического образования уже в детском саду. В условиях реализации ФГОС ДО важно сделать процесс математического развития детей дошкольного возраста привлекательным, ненавязчивым, радостным. Предлагаю несколько вариантов того, как это можно сделать?
Публикация «Реализация концепции математического образования в детском саду в условиях реализации ФГОС до (1 часть)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
1. В первую очередь использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Речь, конечно же, идет о разнообразных дидактических и занимательных играх математического содержания.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Реализация Концепции](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480522824.jpg)
Отметим некоторые из них: настольно-печатные (цвет и форма, геометрия, сосчитай, логический поезд и др.) , игры на объемное и плоскостное моделирование (кубики для всех, геометрический конструктор и др., игры на составление целого из частей (сложи узор, сложи кольцо, квадрат др.) игры-забавы, головоломки (лабиринты, мозаики, головоломки с палочками и др., лото, домино, развивающие игры (назови улицы города, засели фигуру на свой этаж, напиши игру-инструкцию и др., ТРИЗ-игры (игры с волшебным пояском, окрошка)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Математические представления ФЭМП математического образования в РФ сегодня одна из актуальных тем в системе образования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480522990.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Дошкольное образование является первым уровнем первой ступенью в этой общей системе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480523042.jpg)
В результате освоения такого многообразия игр у детей происходит: во первых, развитие интереса к познанию, во вторых, развитие умения думать, в третьих, ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками математического содержания.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Перед участниками игры возникла проблема: кому быть первым в очереди на стрижку, кому вторым, кому третьим. Воспитатель предложила достать из мешочка геометрическую фигуру и занять соответствующее место в салоне.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 В связи с этим необходимо начинать процесс математического образования уже в детском саду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480523561.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В условиях реализации](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480524339.jpg)
Проблема была удачно решена.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», в ходе которой детям необходимо было разложить овощи по корзинам в соответствии с их размером, взвешивать и расплачиваться за покупку.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Внедрение и реализация ФГОС ДО важно сделать процесс математического развития детей дошкольного возраста привлекательным ненавязчивым радостным](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480523803.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Математические представления ФЭМП ФГОС](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480524481.jpg)
В старшем дошкольном возрасте все чаще происходит математическое развитие на основе сюжетной логико-математической игры или игровой ситуации.
Сюжетная логико-математическая игра "Путешествие в Африку". Дети получили телеграмму от доктора Айболита, в которой он сообщает, что в Африке заболели все звери и ему срочно нужны медикаменты. В аптечку необходимо положить самый длинный бинт, 5 шприцов: 3 больших и 2 маленьких, количество таблеток должно быть больше 6 на 1 и т. д.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Внедрение и реализация Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка ноябрь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480524827.jpg)
До острова по суше надо добраться на машине, собрав ее по схеме
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В первую очередь использовать игру игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480524946.jpg)
по мору – на корабле, соединив правильно точки.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Речь конечно же идет о разнообразных дидактических и занимательных играх математического содержания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480525199.jpg)
В результате дети справились с заданием и помогли доктору Айболиту.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Отметим некоторые из них настольно печатные цвет и форма геометрия сосчитай логический поезд и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480525055.jpg)
Выполнение сугубо математических операций, таких как классификация, сериация, сравнение, анализ оказываются востребованными, когда используются игрушки.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 игры на объемное и плоскостное моделирование кубики для всех геометрический конструктор и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480525551.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 игры на составление целого из частей сложи узор сложи кольцо квадрат др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480525969.jpg)
2. Как можно раньше начать процесс математического развития детей на основе сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений:
обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение. В процессе сенсорного развития у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Накопленный сенсорный опыт является чувственной основой для дальнейшего математического развития.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 игры забавы головоломки лабиринты мозаики головоломки с палочками и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480526130.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 лото домино развивающие игры назови улицы города засели фигуру на свой этаж напиши игру инструкцию и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480526246.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 ТРИЗ игры игры с волшебным пояском окрошка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480526460.jpg)
3. Формировать математические понятия, представления и действия как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов, на прогулке, в контексте ситуаций повседневной жизни.
Например, на прогулке собирая осенние листья, можно выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 В сюжетно ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками математического содержания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480526667.jpg)
выложить из них шарфики для осени или осенние лабиринты (длинные и короткие)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Сюжетно ролевая игра Парикмахерская](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480526802.jpg)
во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения; зимой лепить разные комки из снега, сравнивать их по величине, форме; весной – измерять длину ручейков и т. д.).
Одеваясь на прогулку - выяснить, чья обувь больше, прикладывая подошвы друг к другу
определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто, сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а у кого короче.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Воспитатель предложила достать из мешочка геометрическую фигуру и занять соответствующее место в салоне](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480526979.jpg)
После сна: расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Проблема была удачно решена](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480527126.jpg)
Во время дежурства разложить ложки, но перед этим необходимо определить количество детей, сидящих за столом; вспомнить, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, кашу кладут в тарелку, ложка должна быть справа.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Сюжетно ролевая игра Магазин в ходе которой детям необходимо было разложить овощи по корзинам в соответствии с их размером взвешивать и расплачиваться за покупку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-410298-1480527261.jpg)
Продолжение в следующей статье.