Екатерина Рязанцева
Реализация концепции математического образования в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО(1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация Концепции математического образования в РФ сегодня одна из актуальных тем в системе образования. Дошкольное образование является первым уровнем (первой ступенью) в этой общей системе. В связи с этим, необходимо начинать процесс математического образования уже в детском саду. В условиях реализации ФГОС ДО важно сделать процесс математического развития детей дошкольного возраста привлекательным, ненавязчивым, радостным. Предлагаю несколько вариантов того, как это можно сделать?
Публикация «Реализация концепции математического образования в детском саду в условиях реализации ФГОС до (1 часть)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
1. В первую очередь использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Речь, конечно же, идет о разнообразных дидактических и занимательных играх математического содержания.
Отметим некоторые из них: настольно-печатные (цвет и форма, геометрия, сосчитай, логический поезд и др.) , игры на объемное и плоскостное моделирование (кубики для всех, геометрический конструктор и др., игры на составление целого из частей (сложи узор, сложи кольцо, квадрат др.) игры-забавы, головоломки (лабиринты, мозаики, головоломки с палочками и др., лото, домино, развивающие игры (назови улицы города, засели фигуру на свой этаж, напиши игру-инструкцию и др., ТРИЗ-игры (игры с волшебным пояском, окрошка)
В результате освоения такого многообразия игр у детей происходит: во первых, развитие интереса к познанию, во вторых, развитие умения думать, в третьих, ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками математического содержания.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Перед участниками игры возникла проблема: кому быть первым в очереди на стрижку, кому вторым, кому третьим. Воспитатель предложила достать из мешочка геометрическую фигуру и занять соответствующее место в салоне.
Проблема была удачно решена.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», в ходе которой детям необходимо было разложить овощи по корзинам в соответствии с их размером, взвешивать и расплачиваться за покупку.
В старшем дошкольном возрасте все чаще происходит математическое развитие на основе сюжетной логико-математической игры или игровой ситуации.
Сюжетная логико-математическая игра "Путешествие в Африку". Дети получили телеграмму от доктора Айболита, в которой он сообщает, что в Африке заболели все звери и ему срочно нужны медикаменты. В аптечку необходимо положить самый длинный бинт, 5 шприцов: 3 больших и 2 маленьких, количество таблеток должно быть больше 6 на 1 и т. д.
До острова по суше надо добраться на машине, собрав ее по схеме
по мору – на корабле, соединив правильно точки.
В результате дети справились с заданием и помогли доктору Айболиту.
Выполнение сугубо математических операций, таких как классификация, сериация, сравнение, анализ оказываются востребованными, когда используются игрушки.
2. Как можно раньше начать процесс математического развития детей на основе сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений:
обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение. В процессе сенсорного развития у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Накопленный сенсорный опыт является чувственной основой для дальнейшего математического развития.
3. Формировать математические понятия, представления и действия как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов, на прогулке, в контексте ситуаций повседневной жизни.
Например, на прогулке собирая осенние листья, можно выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые
выложить из них шарфики для осени или осенние лабиринты (длинные и короткие)
во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения; зимой лепить разные комки из снега, сравнивать их по величине, форме; весной – измерять длину ручейков и т. д.).
Одеваясь на прогулку - выяснить, чья обувь больше, прикладывая подошвы друг к другу
определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто, сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а у кого короче.
После сна: расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет.
Во время дежурства разложить ложки, но перед этим необходимо определить количество детей, сидящих за столом; вспомнить, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, кашу кладут в тарелку, ложка должна быть справа.
Продолжение в следующей статье.