Екатерина Полферова
Реализация игровых технологий в экологическом воспитании детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной работы обусловлена тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий. В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому.
Публикация «Реализация игровых технологий в экологическом воспитании детей в ДОО» размещена в разделах
Цель работы: изучить возможности применения игровых технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста в ДОО.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы реализации игровых технологий в экологическом воспитании в ДОО.
2. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по реализации игровых технологий в работе с детьми по экологическому воспитанию.
3. Составить картотеку экологических игр для включения в работу по экологическому воспитанию детей в ДОО.
Теоретической основой данной работы стали подходы к проблеме реализации игровых технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста в ДОО О. В. Дыбиной, Ю. Н. Жуковой, Е. А. Кустовой. М. О. Мамажоновой, С. Н. Николаевой, Т. А. Куликовой.
Практическая значимость данной работы заключается в представлении примеров экологических игр для включения в работу по экологическому воспитанию детей в ДОО.
1. Теоретическое обоснование проблемы реализации игровых технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста в ДОО
Педагогическая технология - это сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей; кроме того, это целая область профессиональной подготовки педагога, связанная с его творчеством и мастерством. Эта позиция особенно интересна тем, что открывает новое направление в подготовке педагога - его активную практическую игровую деятельность. Как отмечает М. О. Мамажонова «Педагогическая технология рассматривается как естественное и гармоничное поведение педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации» [4, с. 189].
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными процесс познания детей дошкольного возраста. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс в ДОО.
Игра — это естественная для ребенка форма обучения. В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Основная цель использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников, по мнению Ю. Н. Жуковой, - «это формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей. Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются образовательные и воспитательные задачи, такие как: углублять и расширять у детей экологические знания; прививать начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения; развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе эколого-игровой деятельности; воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе» [2, с. 261].
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Основные задачи воспитателя при использовании им экологической игры состоят в следующем: формирование системы знаний о природе; формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
1. Воспитатель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
3. Составляет структуру и ход экологической игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка [5, c.17].
Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры. Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе — с большим включением в педагогическую деятельность разных видов игр. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется желание беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, принимать участие в установке нормализации жизнедеятельности существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
2. Практическая часть по применению игровых технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста в ДОО
Формы игровых технологий, применяемые в экологическом образовании многочисленны и разнообразны. По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько форм: познавательные экологические занятия с элементами игры; ролевые игры; игры-путешествия; праздники, инсценировки и многое другое.
Содержанием игровых занятий в ДОО выступают знания о природе; умения детей взаимодействовать с природой; ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим); способы деятельности человека в природе; здоровьесберегающие технологии; способы охраны природы. Педагог разрабатывает игровые занятия по экологии, используя игру, как средство воспитания, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования. Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера проводятся непосредственно в природе, а также в помещении. Эти игры развивают память, воображение, наблюдательность, образное мышление.
Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических игровых занятий в ДОО :
1) Игры-поручения – в их основе лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения;
2) Игры-беседы (диалоги). Наиболее часто их применяют при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В основе данных игр лежит общение педагогов и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре–беседе педагог часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от близкого персонажа, и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры–беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально– мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-либо.
3) Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры–конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Ценность данных игр заключается в командном участии.
4) Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого–либо явления, объекта, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют от детей активности и самостоятельности. Главное в игре–путешествии – познание, а не соревнование.
5) Предметные игры. К данной категории относятся игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, они учат детей обследовать предмет или объект, развивают сенсорику ребенка («Узнай и назови», «Что есть у животных?», «Отгадай-ка», «Одуванчики».
6) Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
7) Словесные игры. Игры, не требующие наглядного материала. Они проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы и являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей («Времена года», «Живое не живое», «Зоологическое лето».
8) Творческие игры. Особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей и отражают опыт, знания, впечатления, полученные детьми от общения с природными объектами. Также следует отметить, что самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношений детей к природе, что имеет большое значение для дальнейшей организации системы экологической работы дошкольниками.
Для повышения уровня экологической воспитанности и экологических отношений в Приложении представлены игры, которые могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста в работе по экологическому воспитанию. К числу таких игр относятся сюжетно-ролевые игры экологической направленности, игры малой подвижности в групповой комнате и подвижные игры на свежем воздухе, настольно-печатные игры, дидактические игры, игры с трафаретами, карточками-моделями и др.
Преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным очевидно. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые технологии помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, что имеет большое значение для экологического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей. Игра для детей способ познания окружающего мира, себя, правил социальной среды. Экологическое воспитание через игровые технологии – это действенный способ воспитания в детях основ экологической культуры, которую они принесут в свои семьи.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника.