Юлия
Реализация ФГОС посредством социального партнерства
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВАМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ)
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций. Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
Публикация «Реализация ФГОС посредством социального партнерства» размещена в разделах
Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность [1, с. 32].
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, стать «открытой системой». Такое учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти [2, с. 52].
Поэтому целью деятельности дошкольного образовательного учреждения №1 открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Для реализации цели, педагогическому коллективу необходимо было построить эффективную систему взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствовала бы наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых.
Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области. Система взаимодействия имеет возможность использования помещений социальных партнеров (средней общеобразовательной школы, детской школы искусств, дошкольного учреждения, учреждения культуры и других объектов населенного пункта) для проведения различных мероприятий, для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одарённости, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей ДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу нашего детского сада с различными социальными партнерами города.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, в данной ситуации – это обеспечение благоприятных условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, развитие их способностей и творческого потенциала. Крайне важно, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на детей, было грамотным, профессиональным и безопасным. Все взаимодействия в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Социальное партнерство мы рассматриваем как способ социализации детей.
В своей деятельности коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи:
1. Создать условия позитивного изменения ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями.
2. Установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для ДОУ, так и сообщества города) общественного окружения.
3. Развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
4. Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе ДОУ.
5. Формировать положительный имидж ДОУ в городе.
Объединение учреждений различного уровня в единую сеть обуславливает повышение профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом, которое может быть осуществлено с использованием разнообразных форм и методов работы с педагогическими кадрами: семинары-практикумы, «круглые столы», заседания в педагогическом клубе, деловые игры, спортивные мероприятия совместно с партнерами.
Рассмотрим процесс вхождения дошкольников в социальную жизнь на примере опыта нашего детского сада (мы создали единую систему взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов работы).
Например: социальный партнер – родительская общественность. Совместная деятельность: участие в работе детского сада и выработке стратегии развития учреждения в составе органов самоуправления -родительских комитетов групп; проведение совместных мероприятий (конкурсов, Дней здоровья, прогулок, экологических акций, субботников по благоустройству территории ДОУ и прочее).
Или, например: социальный партнер – отдел ГИБДД. Совместная деятельность следующая: работа с педколлективом по образованию детей; проведение совместных праздников, викторин, бесед с детьми, мероприятий совместно с родителями по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма в группах и на автоплощадке ДОУ.
Социальный партнер – школа, а совместная деятельность: работа педагогических коллективов по преемственности в образовании (взаимные посещения занятий, педсоветы, участие учителей школы в семинарах для воспитателей на базе детского сада); экскурсии и познавательные занятия в школе (библиотека, музей «Боевой славы», учебные кабинеты); шефство группы продленного дня над воспитанниками детского сада, волонтерское движение и другое.
Кроме этого, проводятся с дошкольниками: экскурсии «шаговой доступности» в аптеку, администрацию города, магазины, на почту; организуются встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, представителями различных профессий и выпускниками детского сада, которые увлекаются спортом и музыкой.
Подобная практика позволяет добиться повышения интереса, познавательной активности, развития творческого, образовательного и социального потенциала всех участников образовательного процесса, начиная с дошкольного учреждения и осуществляя плавный переход к следующим ступеням образования.
Для связи с социальными партнерами очень важна обратная связь, в том хорошим помощникам являются средства массовой информации (сайт детского сада и социальные сети, в которых созданы группы детского сада, где транслируется опыт работы с сообществом города.
Таким образом, организованное нашим учреждением сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательно-образовательное пространство, использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Список литературы
1. Березина, Т. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. - 2013. №10. – С. 30-39.
2. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей / Т. А. Данилина. – М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.