Наталья Полухина
Реализации специальной индивидуальной программы развития для дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, которая ежегодно разрабатывается на каждого ребенка с ЗПР. Оптимальный вариант разработки и реализации программы для воспитанника составляет один год. В процессе разработки и реализации программы участвуют все специалисты, работающие с данной категорией детей: учитель - дефектолог, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, психолог, воспитатели.
Цель СИПР.
Публикация «Реализации специальной индивидуальной программы развития для дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ЗПР, направленного на социально – личностное развитие, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других сфер развития личности ребенка.
Задачи СИПР.
• проведение комплексной диагностики ребенка с ЗПР всеми участниками педагогического процесса;
• составление индивидуального плана работы на учебный год;
• реализация индивидуального образовательного маршрута;
1. Проведение комплексной диагностики ребенка с ЗПР всеми участниками педагогического процесса.
Основная цель диагностики - оценка индивидуального развития ребенка, с целью построения его индивидуального образовательного маршрута, профессиональной коррекции и оптимизации работы с группой детей.
Задачи коррекционной работы могут быть понятны и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, поэтому все специалисты проводят тщательное обследование каждого ребенка в рамках своей деятельности. Данный этап сопровождается заполнением протоколов обследования всеми участниками образовательного процесса.
После проведения обследования проводится обсуждение его результатов, а продуктом этой деятельности является составление психолого – педагогической характеристики. Характеристика отражает особенности сформированности всех видов деятельности ребенка. Соответственно характеристику продуктивной и игровой деятельности предоставляют воспитатели, эмоционально – волевую сферу освещает педагог – психолог, музыкальную деятельность – музыкальный руководитель, физкультурно – оздоровительную – инструктор по ФК, а познавательную и речевую деятельность освещает непосредственно учитель – дефектолог.
На основе анализа промежуточной диагностики, которая проводится в январе, могут вноситься изменения и корректировки в индивидуальную программу для конкретного ребенка. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы.
2. Составление индивидуального плана работы на учебный год. На данном этапе для каждого ребенка отбираются персонализированные задачи по коррекции. Примерные задачи для составления индивидуального плана работы и последующей реализации ИОМ учителем – дефектологом.
I Направление - Коррекция внимания
1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
II Направление - Коррекция памяти
1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
4. Развивать прочность запоминания.
5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
8. Работать над увеличением объема памяти.
9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
III Направление - Коррекция ощущений и восприятия
1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
11. Развивать глазомер.
12. Формировать целостность восприятия образа предмета.
13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.
14. Развивать зрительный анализ и синтез.
15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
17. Развивать зрительно – моторную координацию.
18. Работать над темпом восприятия.
IV Направление - Коррекция речи
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
3. Формировать коммуникативные функции речи.
4. Учить дифференцировать звуки речи.
5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
6. Расширять пассивный и активный словарь.
7. Совершенствовать грамматический строй речи.
8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
9. Формировать диалогическую речь.
10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
11. Способствовать преодолению речевого негативизма.
V Направление - Коррекция мышления
1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
3. Учить выделять главное, существенное.
4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.
9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - разностороннее развитие ребенка с ЗПР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством взаимодействия участников педагогического процесса.
3. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
Процесс реализации ИОМ определяется как комплексное воспитание, обучение, коррекция и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев коррекционно-развивающей работы.
Специалисты ДОУ учитывают в своей работе структуру нарушений, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения, навыки, приобретённые в процессе образовательной деятельности учителя - дефектолога. Основная коррекционная задача, которую ставит перед собой каждый педагог, работающий с детьми с ЗПР – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов.
Учитель – дефектолог в СИПР фиксирует направления работы по коррекционным задачам, дидактические игры и упражнения, которые обеспечивают реализацию той или иной задачи и особенности выполнения заданий.
Условно, структуру индивидуальных коррекционных занятий можем разделить на следующие блоки.
Блок 1. Развитие психических функций.
Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления, моторики, речи и ЭМП в соответствии с поставленными персонализированными задачами.
Блок 2. Развитие эмоционально – волевой сферы по рекомендациям педагога – психолога.
Блок 3. Развитие двигательных навыков по рекомендациям инструктора по ФК.
Блок 4. Развитие элементов музыкальной деятельности по рекомендациям музыкального руководителя.
Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность, в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим, а также в режимные моменты.
В работе воспитателя индивидуальный подход реализуется через систему индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной деятельности по заданиям учителя-дефектолога во время проведения «коррекционного часа».
Воспитатели выбирают задания, учитывая персональные задачи рекомендованные дефектологом по коррекции ВПФ, соблюдая возрастную адекватность детей и структуру дефекта.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ЗПР, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.