МААМ-картинки

Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития

Ольга Зайцева
Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2

Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития.

В период модернизации образования приоритетным в структуре профессионально-педагогической деятельности становится педагогическое проектирование как полифункциональная деятельность, закономерно возникающая в связи с необходимостью преобразований и строящаяся как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов.

Одним из СПОСОБОВ педагогического проектирования является программа саморазвития педагога.

Публикация «Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития» размещена в разделах

Слайд 3

Четких требований к структуре данного документа нет. Р. Ю. Белоусова предлагает включить в программу саморазвития следующие пункты :

1 Обоснование актуальности выбранной темы

2 Сроки реализации программы

3 Цель, задачи

4 Ожидаемые результаты реализации программы

5 Этапы реализации программы

6 План мероприятий по реализации программы саморазвития

7 Основные условия реализации программы

8 Виды отчетности

9 Литература и электронные ресурсы

Слайд 4

Рефлексия является основой педагогического проектирования на всех его этапах: от замысливания цели до получения и анализа результата, что может быть представлено в виде следующей цепочки: цель педагогической деятельности - рефлексивный анализ ситуации - выбор, проектирование и конструирование средств педагогической деятельности на основе рефлексии – реализация программных мероприятий- рефлексия на соответствие поставленной цели и полученного результата.

Развитие рефлексивно-проектных умений позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход их позиции «реагирования» в позицию «самоорганизации». Он учится себя учить определять границы своего знания (незнания) и самостоятельно находить условия для преодоления собственных ограничений, повышая тем самым свою профессиональную компетентность.

В. А. Сластенин справедливо утверждает, что содержание рефлексии различно на различных этапах педагогической деятельности. Таким образом, и в проектировочной деятельности педагога содержание каждого последующего этапа рефлексии определяется ее результатом на предыдущем этапе. Рефлексия на процессы и компоненты деятельности еще более усложняется из-за необходимости фиксации результатов деятельности и их соотношения с прогнозируемой целью (оценка деятельности, содержанием образа «Я» и другими элементами «Я»-концепции (самооценка).

Слайд 5

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент часто идет смешение понятий «компетенция» и «компетентность». Приведем конкретный пример : «Под рефлексивной компетенцией понимается профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности» (Ушева Т. Ф. «Рефлексия как ключевая компетенция будущего педагога// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : Сб. статей по материалам XLIV междунар. науч. -практ. конф. № 9 Новосибирск: СибАК, 2014. С. 65).

Мы же считаем, что для компетенции характерно наличие знаний и умений. Если мы вооружили педагога необходимыми стимульными материалами для проведения рефлексивной оценки, значит, можно говорить о наличии рефлексивной компетенции. Иными словами, рефлексивная компетенция – это знаю как надо делать. Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Т. е. компетентность – результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Слайд 6

Цель педагогической рефлексии : оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений.

Слайд 7

Рассмотрим, каково содержание каждого этапа педагогической рефлексии.

1. Действие. Цикл рефлексии начинается с конкретного действия. Это действие может быть очень простым (элементарным, например : приветствие учителя в начале урока, вопрос учащемуся, сообщение домашнего задания и пр. Действие может быть комплексным, например : проведение урока или серии уроков по конкретному предмету или учебной дисциплине (скорее это уже не просто действие, а именно опыт деятельности).

2. Взгляд назад на произведенное действие. На этом этапе рефлексии по окончании действия, а иногда и в процессе его выполнения начинается анализ действия. Чаще всего это происходит, если в самом действии было что-то необычное или поставленная цель не была достигнута, или, наоборот, цель была достигнута неожиданно легко. Но это пока не поиск ответа на вопрос «почему?». Скорее, это именно анализ как расчленение целого на составляющие элементы, это мысленное или письменное описание действия. Описание должно быть максимально подробным и беспристрастным, как это сделала бы видеокамера, которая не умеет сердиться или улыбаться, зато умеет фокусировать внимание зрителя на подчас незаметных, кажущихся несущественными деталях.

3. Осознание существенных аспектов. На этом этапе особое внимание уделяется различным аспектам действия, установлению взаимосвязей между ними, выявлению причинно-следственных отношений внутри действия.

4. Создание альтернативных методов действия. На этапе создания альтернатив происходит поиск и отбор иных, отличных от реализованного способов достижения поставленных целей. Принципиально важным является не столько выбор альтернативных методов, приемов и форм, сколько их соответствие конкретной ситуации. На данном этапе, очевидно, возможен поиск новой информации,

если известный к данному моменту набор методов, форм, средств обучения является ограниченным и не позволяет достичь целей. При этом мотивация приобретения нового знания на данном этапе действительно очень высока, поскольку это знание приобретается для решения насущной профессиональной проблемы.

5. Апробация нового действия. На данном этапе производится новая попытка достижения поставленной цели, осуществляемая новыми средствами в новой ситуации. Таким образом, этап апробации нового действия начинает новый цикл профессиональной рефлексии, когда после действия мы обращаем взгляд назад, выделяем существенные моменты действия, продумываем альтернативные действия, апробируем действие, которое представляется наиболее эффективным в данной ситуации, и цикл снова начинается сначала. Именно поэтому ALACT-модель (о ней мы будем упоминать далее) называют часто рефлексивным кругом.

Слайд 8

Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.

Для формирования мотивации педагога на профессиональное саморазвитие необходимо :

– наличие адекватной самооценки;

– сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности;

– соотнесение педагогом своей деятельности с образцами.

Слайд 9

Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания :

1. «Актуальное Я»(каким сейчас себя видит педагог) является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других.

2. «Ретроспективное Я»(каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). По отношению к нему дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений.

3. «Идеальное Я»(каким хотел бы стать)дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере.

4.«Рефлексивное Я»(как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители и участники образовательного процесса)является шкалой среды в профессиональной деятельности и обеспечивает объективность самооценки.

Слайд 10

Этапы профессионально-личностного саморазвития педагога :

1. Поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.

3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами;

4. Ситуация «отказ от стереотипов»рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки.

Слайд 11

Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки.

Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки.

Слайд 12

Вернемся к программе самообразования. С целью выявления уровня притязаний и будущих перспектив, на этапе анализа собственной педагогической деятельности и проектирования программы саморазвития, мы используем в практике работы следующие анкеты (стимульный материал) :

«Карта самооценки педагогической деятельности» (приложение №1);

• «Самооценка профессиональных качеств педагога» (приложение №2);

• Тест «Готовность к саморазвитию» (приложение №3);

• Методика «Оценка реализации потребности педагога к самореализации» (приложение №4).

На данном этапе целесообразно привлекать коллег и родителей к оценке профессиональной деятельности, т. к. самооценка часто бывает необъективной. Вот лишь недавний пример. В конце 2015 года, на границе перехода от этапа введения к этапу реализации ФГОС ДО, нами было проведено анкетирование педагогов. Результаты анкетирования были очень неожиданными, большинство педагогов считают себя компетентными в методических и практических вопросах. Хотя практика работы показывает обратное.

Изучение характера затруднений в деятельности педагогов также показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых.

Слайд 13

Анализ методической литературы, позволяет выделить наиболее часто применяемые методические средства развития рефлексивных способностей педагогов, применяемые в ходе реализации программы саморазвития :

-наличие опорной программы саморазвития;

-ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления;

- при изучении методической литературы по проблеме целесообразно использовать такой метод рефлексивной фиксации, как инсерт-маркировка.

Слайд 14

Инсерт-маркировка — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обозначается с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте : «V» — уже знал; «-«- думал иначе; «+» — знал, «!» — новый материал (узнал, «?» — хочу узнать.

Слайд 15

- фиксация выводов рефлексивного характера и отметка о выполнении намеченных планов в колонке «Примечания» в программе саморазвития;

- видеозапись проведения мероприятия с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением;

-всевозможные карты, анкеты, опросники для анализа педагогической деятельности : «Карта анализа речевого поведения воспитателя» (авт. Т. С. Ладога, М. Б. Чуйкова) – приложение №5, «Картограмма оценки педагогического мастерства воспитателя» (авт. К. Ю. Белая) – приложение №6, схема самоанализа занятия в соответствии с ФГОС ДО – приложение №7, анализ мероприятия с опорой на технологическую карту - – приложение №8;

- анкеты для родителей, социальных партнеров;

Слайд 16

- Вопросник для самоанализа, в котором отражены самые актуальные рефлексивные моменты :

1. Что происходило?

2. Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация.)

3. Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий? (Альтернативные варианты действий, образовательные потребности, намерения.)

Слайд 17

- ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии (Ф. Кортхаген и др.).

Этап рефлексии Вопросы для рефлексии

1. Действие Что произошло?

2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подробное его описание Что я хотел? Что я думал? Что я чувствовал? Что я делал? Что хотели дети? Что они думали? Что они чувствовали? Что они делали? (плюс родители)

3. Определение наиболее важных черт ситуации. Определение противоречий. Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить?

4. Нахождение альтернативных способов действий, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия Какие альтернативы можно предположить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

5. Осуществление альтернативных способов действия

Слайд 18

- Матрица рефлексивной деятельности педагога :

Матрица рефлексивной деятельности педагога (основа кн. «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», 1956г.)

Таксономия Блума

Воспоминания по Блуму: Что я сделал?

Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал?

Достиг ли я своих целей?

Применение по Блуму : Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?

Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?

Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/ намерение?

Слайд 19

- Рефлексивная методика «Метод пяти пальцев».

Слайд 20

Оценка эффективности программы.

Эффективность программы саморазвития, обычно, оценивается по количественным и качественным показателям:

- качество знаний и умений педагога, полученных в ходе реализации программы, в области новых образовательных технологий;

- степень удовлетворенности родителей воспитательным и образовательным процессом;

- качество учебно-методического и технологического обеспечения;

-качественное и количественное размещение информации на сайте, публикаций и др.

Одним из способов успешности развития рефлексивной компетентности у педагога является создание и формирование рефлексивной среды, то есть системы условий развития личности, открывающей перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально- психологических и профессиональных ресурсов.

А. А. Бизяева пишет о создании условий для «рефлексивно-инновационной среды», в которой стимулируется сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.

Такую форму рефлексивной среды можно условно назвать межсубъектной. Она предполагает присутствие не менее двух субъектов при выполнении рефлексивных действий, что делает процесс анализа сходным с творческим поиском. В нашем случае, целесообразно привлечь к оценке эффективности реализации программы саморазвития коллег и родителей.

Слайд 21

В этом случае и для самооценки можно использовать различные общепринятые рефлексивные методики : «Лесенка успеха». «Дерево успеха», «Незаконченное предложение», «Мишень». Таких методик достаточное количество, каждый педагог может сделать осознанный и приемлемый для себя выбор.

Слайд 22

В заключение хочется сказать о том, что повышение качества дошкольного образования в ДОУ находится в прямой зависимости от педагогических кадров. В современной жизни, в период реформирования образования, меняется статус педагога. Меняются требования к уровню его профессионализма, к его профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог компетентный, творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал и принимающий все преобразования в системе образования. От правильной и грамотно выстроенной методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном образовательном учреждении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Применение ИКТ в образовательном процессе. Методическая разработка по работе с педагогами ДОУ «Применение ИКТ в образовательном процессе» (методическая разработка по работе с педагогами ДОУ) С. А. Енгибарян Муниципальное дошкольное.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ .

Доклад «Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы» Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов: «Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Сегодня в обществе активно идет процесс становление.

Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство педагогов с функциональными возможностями современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада.

Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Ольга Русанова Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Мастер-класс для педагогов «Аспекты реализации программы допобразования по социально-коммуникативному развитию детей 6–7 лет»Мастер-класс для педагогов «Аспекты реализации программы допобразования по социально-коммуникативному развитию детей 6–7 лет» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по составлению и реализации программы дополнительного образования детей.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Разработала учитель-логопед Шакирова Полина Николаевна Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 21:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зайцева (УИ 461619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД