Ольга Андреева
Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников.
Андреева О. А.
Суркова Н. В.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС№190 «Дюймовочка»
«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
И. В. Гете
Публикация «Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников» размещена в разделах
Основная образовательная программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и др.).
Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из 3-х составляющих: предметное окружение, явление общественной жизни, мир природы. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Умственное воспитание в основной образовательной программе организовано на принципах познавательно – исследовательской и коммуникативно – познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопрос экологического воспитания.
В свою очередь, экологическое воспитание обеспечивает:
Формирование первичных экологических представлений.
Формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.).
Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменений.
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух).
Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Тематика игр, проводимые в нашем детском саду с детьми старшего дошкольного возраста разнообразна :
«Найди лишнюю картинку»
«Собери из частей целое»
«Что умеют делать животные?»
«Кто как защищается?»
«Следопыт»
«Камни, песок, глина»
«Солнце, воздух, вода»
«Живое – неживое»
«Путаница»
«Зоологическое лото»
«Твердые, жидкие, газообразные человечки»
Помимо классических бесед с детьми, педагогических наблюдений, экспериментов и др. мы выходим на взаимодействие с семьями воспитанников. Чтобы сделать общение и досуг с ребенком более содержательным, объединяем свои усилия и родителей в желании сделать процесс обучения интересным, живым, игровым. Поэтому задача педагогов и родителей – внимательно и бережно относится к увлечениям детей, всячески поддерживать и развивать их.
Общими усилиями (детей, педагогов, родителей) в нашей группе создаются различные коллекции. Согласно словарям, коллекция – систематическое собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и исторический интерес.
В работе по созданию коллекций в условиях детского сада, мы использовали принципы:
доступность
эстетичность
динамичность
право на самостоятельный выбор
Наши наблюдения показали, что до 5 лет дети собирают значимое и ценное для себя («сокровища») хаотично, без определенной направленности. Они с удовольствием их рассматривают, рассказывают по мере желания, дополняют новыми предметами. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь.
Например, формирование представлений о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её происходит в процессе коллекционирования на тему «Природный мир» :
«Насекомые»
«Птицы»
«Рыбы»
«Травы»
«Плоды и семена»
«Злаки»
«Камни, песок, глина»
«Почва»
В перспективе мы хотим познакомить детей с опытнической деятельностью в специально организованных условиях. Несложные опыты будут использованы в играх детей, связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, а также включатся в занятия.
Таким образом, создавая определенную развивающую среду, приобретая необходимое оборудование и материалы, подбирая необходимую художественную литературу, проявляя творчество, изменяя свое потребительское отношение к природе, мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением, тем самым, мы реализуем задачи основной образовательной программы, рекомендуемой Министерством образования РФ.
Литература:
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. //ТЦ «Учитель» - Воронеж- 2006
2. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации // Мозаика Синтез Москва - 2009