Ирина Михнёва
«Разработка этнокультурного компонента в реализации образовательной программы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.
(Н. Карамзин)
Обоснование актуальности проблемы
На современном этапе модернизации педагогической системы России назрела необходимость внедрения национально-культурного компонента. Исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений. Реформирование системы общего образования может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем.
Темочки:
Все это вызвало необходимость реализации регионального компонента в рамках ООП, в части формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивающей развитие интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов воспитанников через приобщение дошкольников к национальным ценностям и изучение этнокультуры.
Как показывает практика, несмотря на то, что национально культурный и региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений; отсутствую методические разработки по данной практике; необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению. Все это вызвало необходимость поиска и разработки инновационных подходов к решению данного вопроса. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.
Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к малой Родине, научатся видеть и понимать красоту окружающей природы, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение, захотят больше узнать об истории родного края.
С этой целью была разработана программа «Я живу в Прибайкалье» с введением разнообразных форм работы, с учетом национально- культурных, демографических и национальных особенностей региона.
Программа разработана на основе ФГОС ДО к структуре ООП, комплексной программы «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; научн. Рук. Е. В. Соловьёва, региональных методических рекомендаций.
В основу программы «Я живу в Прибайкалье» положена концепция комплексной программы «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; научн. Рук. Е. В. Соловьёва) о ценности формирующей личности ребёнка в процессе воспитания и образования, как носителя национальной, российской и мировой культуры.
Основная идея программы - помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.
Программа может быть легко адаптирована к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.
Оригинальность программы состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы и внедрение её в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
В Программе «Я живу в Прибайкалье» задачи воспитания любви и привязанности к малой Родине, формирования положительного отношения к родному краю решаются в ходе освоения всех образовательных областей через раздел «Мир человека и мир природы», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования.
Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, знакомство с бытом, традициями жителей Прибайкалья.
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному городу, краю. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить собственные возможности на благо процветания своего города, края, осознать свою значимость.
Освоение исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание работы.
Основные задачи:
1. Формировать систему краеведческих знаний: о природных богатствах, достопримечательностях, о традициях народов, проживающих на территории Прибайкалья.
2. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.
Программа реализуется в течение четырёх лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа)
В основу проектирования и реализации программы положены :
-Анализ отечественного опыта формирования экологической культуры, культурологических качеств детей дошкольного возраста с учетом современных условий.
-Специально созданные социально-педагогические условия взаимодействия «педагоги – ребенок – родитель».
-Педагогическая модель интеграции всех форм деятельности по Прибайкалью.
-Личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности каждого ребенка и направленный на формирование развития личности.
Работа по воспитанию любви к малой Родине в рамках авторской программы осуществлялась по трё м направлениям: совместная работа педагога с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, организация самостоятельной деятельности детей.
Организационной основой «Я живу в Прибайкалье» является комплексно-тематический план, разработанный на основе сезонности, юбилейных дат и народного календаря. Модель комплексно- тематического плана включает тематические недели, посвящённые определённым событиям, особенностям сезонных явлений в природе, традиции. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только содержание, некоторые формы работы, объём познавательного материала, материал усложняется в зависимости от возраста детей. Каждая тема проходит в течение недели, в процессе которой решаются образовательные, развивающие, закрепляющие и воспитательные задачи.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований.
Основные формы работы по ознакомлению с родным краем:
-Комплексная образовательная ситуация - совместная непосредственно
образовательная деятельность педагога и детей, которая планируется и
организуется педагогом с целью решения определенных задач развития воспитания
в определенный отрезок времени, с учетом возрастных особенностей и интересов
детей. Образовательная ситуация позволяет погрузить детей в материал, с которым
их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя
комплекс методов и приемов.
Виды образовательных ситуаций :
Познавательные проблемно – игровые. Их цель – познакомить детей с новым
материалом, актуализировать представления о родном крае.
Продуктивно – практические. Цель – оформление собственного социального
опыта, создание продуктов познавательной деятельности.
Проектная деятельность как метод поисковой активности:
«Сбережем природу родного края», «Помоги птицам», «Моя семья в истории города», «Красавицу зеленую в лесах мы сохраним», «Мои добрые дела», «Мой край родной», «Сохраним природу родного края».
Мы предлагаем вариативные формы работы в ходе разнообразной деятельности, выбор которых будет зависеть от педагога (от программно- методического обеспечения, условий среды).
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, край.
В приложении мы предлагаем конспекты разнообразной интересной деятельности, в ходе которой решаются образовательные и воспитательные задачи.
В комплексно- тематическом плане предусмотрена работа с детьми с использованием информационно- коммуникативных технологий (дидактические игры, имитационные упражнения, пальчиковые игры, просмотры видеофильмов на определённую краеведческую тематику, конспекты разнообразной деятельности с использованием и. к. т)
В результате выстроенной определённой системы работы в данном направлении у дошкольников формируются знания о родном городе, крае.
Авторская программа утверждена МАУ ЦРРО протокол заседания ЭМС от 07.12.2012 г. №12., получила рецензию ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» Е. П. Копейчук от 06.02.2013 г., является победителем Всероссийского конкурса «Патриот России» 2012 г., победитель XI Международной ярмарки социально педагогических инноваций 2013 г.