Лариса Унагаева
Развлекательный досуг «В гостях у хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. Соприкосновение с традициями семейских духовно обогащают ребёнка, воспитывают интерес к жизни и традициям семейского народа, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Темочки:
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2019
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре семейских, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, воспитывать интерес и уважительное отношение к жизни семейских.
Задачи:
- познакомить детей с элементами материальной культуры семейских, включающей в себя знакомство с поселением, жилищем, предметами быта семейских.
- прививать интерес к духовной культуре семейского народа через обычаи, обряды, праздники.
Ход досуга:
Ведущая: - Здоровенька, хозяюшка!
Хозяюшка: - Здоровенька!
Ведущая: - Куда идешь?
Хозяюшка: - К колодцу иду за водой!
Ведущая: - Ой, а я-то за водой не сходила коровушек своих не напоила, ничего не успеваю, хозяйство то у меня большое, да ты проходи на мое подворье-то погляди, а я ребяток кликну, они мне помогут.
Ведущая: - Ребята, проходите, да мне в работе помогите. Ой дорогие мои, ненаглядные! Слышала про вас, что вы всегда готовы помочь! Вот и обращаюсь к вам за помощью. Ребята, вы готовы помочь?
Дети: - Да.
Ведущая: - Сядем рядком, да поговорим ладком. И ты соседушка, хозяюшка присаживайся с ребятками.
- Посмотрите на макет. На нем я буду показывать и рассказывать про семейское свое подворье.
-Дворы-то делились на две-три части: «чистый» двор, «скотный» двор, загоны, огороды. На переднем дворе находились изба, амбар.
- Ребята, а где у вас дома продукты хранятся?
Дети: - (предположительный ответ) в холодильнике.
Ведущая: -А вот у семейских на чистом дворе ещё находился погреб. Чтобы хранить продукты, ведь холодильников тогда не было. Продукты хранили в погребе летом. А какие продукты хранились в погребе, как вы думаете?
Дети: - (предположительный ответ) молоко, мясо, сало, ягоды, варенья, соленья.
Ведущая: -Правильно ребята: молоко, мясо, сало, ягоды, варенья, соленья, приготавливать которые семейские женщины были большие мастерицы.
- Задний двор был предназначен для скота.
Хозяюшка: - А что за животные обитали на скотном дворе, вы знаете?
Дети: ответы детей.
Хозяюшка: - Сейчас я буду загадывать загадки, а вам придется потрудиться отгадать их.
Груз везёт, сено жует,
Хвостом помахивает, гривой потряхивает. (Конь)
Ведущая: - Конечно, это конь-государь да лошадушка-господарушка. Конь в поле и в пути помощник.
Хозяюшка: - Пришло время узнать следующего обитателя скотного двора. Кто это?
Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)
Ведущая: - Свинью не слишком уважали, считали грязной и очень ленивой. Но в хозяйстве держали.
Хозяюшка: - Кто же ещё жил в семейском хозяйстве? Угадайте.
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца или баран).
Ведущая: - Ну, без этого животного и вовсе трудно пришлось бы семейским. Ведь овцы давали шерсть для изготовления тёплой одежды и даже обуви.
Хозяюшка: - И, наконец, мы с вами дошли до самого любимого, самого почитаемого животного – того, без которого не мыслима жизнь на селе. Кто же это?
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Ведущая: - Ну, конечно, это корова, коровушка-матушка, как её любовно называли. Она и кормилица, и благ дарительница.
Хозяюшка: - Ещё одно животное, вам предстоит сейчас угадать.
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Ведущая: - Семейские коз держали, а ведь козье молоко и сейчас считается целебным.
– Ой, а мой–то козлик опять вскочил в огород! Ребята, помогите, козленка с огорода прогоните.
(песня «Вскочил козёл в угород»)
Ведущая: – Вот мы и вспомнили, какие животные обитали на скотном дворе: лошади, овцы, коровы, свиньи, а ещё там были куры, петухи, утки и гуси.
На огороде почти у каждого хозяина был свой колодец с журавцем на высоких двух столбах. К журавцу была прикреплена цепня (длинный шест, к которой привязывалась бадья (деревянное окованное ведро). Недалеко от колодца находились огороды с широкими грядами, на которых выращивали овощи.
В огороде много гряд, тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас накормит круглый год!
- Иногда там строили баню.
- Ребята, а мне ваша помощь еще в одном деле нужна. Козлик кто мой все коврики мне потрепал. Теперь мне нечем полы в избе застелить. Поможете мне?
Дети: - да.
Ведущая: - Ну, тогда «делу время, потехе час».
Аппликация из шерстяных ниток «Коврик» - мастер класс.
Начинаем мастер- класс:
Прежде чем приступить к выполнению работы, приготовим необходимый материал: пряжа разного цвета, ножницы, картон, кисточка, клей ПВА и простой карандаш.
1. Подобрать нитки нужного цвета и фактуры, определить их местонахождение на рисунке. Основой ковра может быть картон или любая плотная ткань.
2. Подготовленные нитки выкладываем на рисунок, предварительно смазанный клеем.
Описание работы.
-Посмотрите, какой материал есть у нас на столе.
Дети отвечают.
-Вырежьте из картона 1 деталь: круг.
-Для этой работы используем пряжу яркого цвета (красный, желтый, зеленый и т. д.)
-Можно нарезать нитки небольшими отрезками, примерно 10-15 см.
-На заранее подготовленном картоне отмечаем местоположение первого круга (ставим точку простым карандашом).
- Так как коврик наш круглый по форме, то работать мы начинаем с середины. Скручиваем нитку в колесико, намазываем клей на картон и приклеиваем колесико в серединку.
- Дальше выполняем работу таким способом, приклеиваем нитку, располагая её вокруг круга, т. е. колесика, который у нас в серединке коврика.
- Работу можно закончить тогда, когда весь круг будет заполнен нитками по кругу.
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваши коврики. Какими они у вас получились?
Дети (предполагаемые ответы): - Разные, разноцветные, пёстрые, весёлые, полосатые, красивые…
Воспитатель: - Вы были бы рады, если у вас дома будет такой коврик?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Ребята у всех получились отличные коврики.
Круг у семейских символизировал солнце.
Хозяюшка: - в селениях семейских улицы чаще всего застраивались домами с двух сторон. А по улицам гуляли бравые девушки да парни в нарядных костюмах. Водили хороводы, пели песни, частушки. Дети поют частушки.
Воспитатель: - Вы большие молодцы, все старались, спасибо вам большое за помощь.