Неля Янузакова
Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие речи, памяти, внимания в первой младшей группе.
«Что дать?». Разложите знакомые игрушки на столе. Спросите ребенка: «Что дать?». Если ребенок, молча, показывает, на игрушку громко назовите этот предмет и скажите (например) : «Скажи: «Дай Лялю». Ребенок повторяет и получает игрушку («На Лялю»).
Публикация «Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста» размещена в разделах
«Помоги мне». Цель игры помочь ребенку запомнить названия отдельных игрушек и научить его выполнять действия по просьбе взрослого.
Для игры понадобятся игрушки, сервировочная салфетка с наклеенными на нее силуэтными изображениями вилки, ножа и двумя кругами разного диаметра, детская посуда (тарелка, вилка, чашка, ложка).
1. На полу раскладываются знакомые ребенку игрушки. Взрослый, обращаясь к ребенку по имени, говорит: «Вова принеси мне кубик. Спасибо. А, теперь, Вова принеси мне мячик. Спасибо. А теперь принеси мне машину (и т. п.). Вот и нет игрушек на полу». Собранные игрушки складываются в корзину.
Аналогичные занятия можно проводить, используя разные знакомые ребенку игрушки и давая поручения: «Дай», «На», «Покажи», «Брось».
2. Взрослый просить ребенка помочь расставить посуду на салфетке, предварительно показав способ действия. Посуда расставляется на силуэты.
«Поручения». Продолжайте знакомить ребенка с названиями действий куклы, зверюшки, человека. Учите понимать общеупотребительные названия этих действий (ходить, сесть, упасть, лечь и т. п.) и использовать в активной речи их облегченные варианты («Маша ходит - топ-топ»). Можно придумать сюжет исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, сначала матрешка пришла, затем она садится, ест, спит, ходит, танцует, поет…. Взрослый называет, действия игрушки и поощряет ребенка к выполнению с помощью игрушки определенных действий.
«Чтение и рассказывание сказок». Это занятие обогащает словарный запас детей, учит их слушать, задавать вопросы, создает тесный эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Начинать следует с коротких и простых сказок, например «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Побуждайте детей проговаривать отдельные слова и фразы, называть последовательность событий, действия героев книг, выразить свое отношение к героям (понравился или нет и почему, находить соответствующую картинку-иллюстрацию и показывать на ней персонажи сказки.
«Семейный альбом». Рассматривая вместе с ребенком фотографии, рассказывайте ему, кто на них изображен, как зовут членов семьи. Побуждайте самостоятельно находить на фотографиях и называть членов семьи.
«Театр сказки». С помощью соответствующих игрушек разыграйте хорошо знакомую ребенку сказку. Побуждайте ребенка к участию в рассказывании.
«Рассказ по картинке». Используя красочные сюжетные картинки и иллюстрации к сказкам, с помощью вопросов побуждайте ребенка рассказывать, что или кто изображен на рисунке, что происходит, кто, чем занят, тепло или холодно, какой персонаж – грустный или веселый.
Стимулируйте ребенка называть подробности и детали. Пытайтесь направить воображение ребенка за пределы рассматриваемой картины. Если это задание окажется слишком сложным, то рассказывает педагог, задавая ребенку вопросы, уточняя детали.
Это задание помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире.
«Покажи и назови». 1. Выкладывая поочередно перед ребенком предметные картинки, побуждайте его назвать изображение, произносить звукоподражание («Как лает собака?», «Как гудит самолет?»)
2. Разложите перед ребенком 9-10 картинок и попросите найти заданную.
3. Дайте ребенку рассмотреть две картинки, затем переверните их изображением вниз и попросите показать одну из названных. Если ребенок справляется с заданием, количество картинок можно увеличить.
4. Разложите перед ребенком несколько игрушек, предложите рассмотреть предметные картинки с их изображениями, а затем положить карточки к соответствующим карточкам.
5. После рассматривания предметных карточек ребенок находит пары (медведь и плюшевый мишка, игрушечная машинка и настоящий автомобиль).
«Что изменилось?». Расставив на столе несколько (до 5-6) знакомых ребенку игрушек (фигурки зверей, кукольная посуда, попросите его посмотреть на них и запомнить. Накройте игрушки платком, затем спросите, какие игрушки стояли на столе («Кто спрятался?»). Проверьте ответ, показав игрушки, а затем предложите ребенку отвернуться. Затем уберите одну игрушку и спросите: «Чего не хватает?» («Кто ушел?»). Вариант игры – менять место расположения игрушек на столе. Усложнение игры – увеличить количество игрушек.
Игры, развивающие речевое дыхание.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Педагог обращает особое внимание на то, чтобы у ребенка слитно звучали гласные в звукоподражаниях («АУ», «ИА», УА» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.
Здесь приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагаю подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогают ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
«Чей одуванчик улетит дальше?». Педагог предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
«Водичка». (Развитие речевого дыхания произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука «С») Педагог открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку :
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок!
Педагог с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водочки. Ребенок поет «длинную песенку». Т. е. произносит звук «С» протяжно.
«Пузырь». (Развитие речевого дыхания и звукового аппарата). Играют несколько детей. Они становятся тесным кругом и надувают пузырь: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один). Дети образуют тесный круг, стоя рядом держась за руки, и произносят слова:
«Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Педагог дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух выходи!». Дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
«Паровоз». (Развитие речевого дыхания). Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза. Педагог показывает ребенку паровозик, напоминает, как паровозик гудит (протяжно произносит звук «У», и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Педагог следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и педагог идут по комнате «паровозиком». И ребенок громко подражает гудку паровоза. Педагог читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу
Я далеко укачу-уууу!
«Катись карандаш». (Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц). Ребенок сидит за столом. Сначала педагог показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
«Уточки». (Развитие правильного направленного воздуха; активизация губных мышц). Подготовить тазик с водой и резиновые уточки с утятами (или другие легкие резиновые пластмассовые игрушки, плавающие в воде). Научить ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек. Сначала заставляем утят двигаться, а затем подгоняем его к определенному месту.
«Перышко, лети. (Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц). Педагог подбрасывает перышко верх и подует на него, не давая упасть вниз. Затем предлагает подуть ребенку. Обращает его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
«Султанчик». (Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц). Педагог предлагает ребенку подуть вместе с ним. Обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
«Мыльные пузыри». (Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц). Поиграть с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Подсказать, как можно с ними поиграть: побегать за ними, поймать их, хлопнув в ладоши. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
«Бульканье». (Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц). Подготовить стакан, на треть наполненной водой, и коктейльную трубочку. Показать ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).
«Пастушок». (Развитие сильного ротового выдоха). Вдыхая воздух, через нос и резко выдыхая в рожок или дудочку, ребенок («пастушок») созывает коров, овечек, коз.
Попросить ребенка подуть как можно сильнее. Пока ребенок упражняется, достаньте «разбежавшихся животных».
«Снег идёт» (Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц).
Педагог дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показать, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.