Ирина Пугачева
Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
▼ Скачать + Заказать документы
Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Публикация «Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе,» размещена в разделах
Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.
Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса во всех учебных заведениях от детского сада до школы.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, создать условия для его поддержания и расширения с целью развития и совершенствования познавательных способностей ребенка.
В связи с этим возникает необходимость в «приобщении» детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Л. С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т. е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.
Наша работа строится основывается на следующих принципах:
• динамического изучения отражающего концепцию Л. С. Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка : актуальной и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития;
• принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
• принцип сотрудничества и открытости позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
• принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
• Принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).
При соответствующем подходе многие направления, задачи, а также содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.
Наличие теоретической базы
В плане работы по теме разработана программа обучения детей дошкольного возраста компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну». Которая реализуется в работе кружка «Компьюша»
Разработан проект «Компьютер в детском саду», срок реализации 2 года, возраст детей 5-7 лет.
Работа в инновационном режиме по данной теме предполагает создание:
• условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции образовательного процесса;
• электронных пособий для обучения детей дошкольного возраста;
• медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
• учебно - методических пособий на компакт-дисках (тесты, конкурсы, материалы тематических мероприятий);
• "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
• разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
• развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
Ведущая педагогическая идея.
Целью нашей работы является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремлённости, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.
Оптимальность и эффективность средств.
Использовать компьютерные технологии (обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера, а так же способы (методы) использования таких систем) для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде : ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада является мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
В результате нашей работы в данном направлении мы предполагаем, получим следующие результаты:
*Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.
*Формирование начальные навыков работы на компьютере.
* Преодоление психологического барьера при работе на компьютере.
* Формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.
*Развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
*Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Работа, проведенная за 2014-2015 учебный год:
• Педагогический совет «Роль педагога в процессе внедрения информационно –коммуникативных технологий в ДОУ»
• Консультации для педагогов «Мультфильмы в воспитательно – образовательном процессе.
Возможность тиражирования.
Размещение опыта на сайте детского сада.