Вероника Чекальдина
Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но любознательный ум человека всегда стремился к разгадке природных явлений. Разгадав то или иное явление, человек придумывал, как использовать полученные знания для обеспечения своей жизни и труда. Любознательность способствовала рождению знаний.
Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Словесно-развивающие игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в развитии речи детей, здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения заданий. Для удобства использования словесно-развивающих игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да – нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает» и др.
Публикация «Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры – предложения. Игры – предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал…» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Игра типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» - это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Особая ценность этих игр происходит активизация и обогащение словаря. Игры – загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. В ходе игр – загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.
Словесно – развивающая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в словесно-развивающей игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря. Таким образом, словесно-развивающие игры являются широко распространенным методом развития речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если успешно использовать словесно-развивающие игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.
Развитие речи детей дошкольного возраста через словесно-развивающие игры велось на занятиях кружка «Развивай-ка».
Задачи:
обогащение словарного запаса через исполнение словесно-развивающих игр;
развитие связной речи.
Возраст детей посещающих кружок : 5-6 лет
Продолжительность программы кружка: 3 года.
Количество занятий: 1 раз в неделю
Длительность занятий: 20-25 мин.
Ожидаемые результаты: через словесно-развивающие игры повысится уровень развития речи детей.
Составлен план работы кружка «Развивай-ка».
Он был рассчитан с октября по июнь месяц. Ежемесячно проводилось четыре занятия один раз в неделю. Все занятия направлены на развитие речи именно в игре. Игры давались с усложнением. Если в начале года дети играли в простые словесно-развивающие игры («Назови детеныша», «Закончи слово» и др., то в конце года проводились литературные викторины, словесно-развивающие игры «Словесный поезд», «Наоборот», «Слово за слово» и др. Приводим игры, которые проведены с детьми на занятиях кружка.
Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря, играть в слова можно когда угодно и где угодно.
Игра «Шаги». С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься расширением словарного запаса и развитием речи в общем.
Ход игры : Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Оговаривают тему шагов. Например, «Игрушки». Ребенок может сделать шаг, назвав какую-нибудь игрушку. Дается минута на размышление, подается команда: «Старт!».
Подбор синонимов – антонимов.
Игра «Наоборот», «Скажи по-другому». Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой - огромный (синоним, большой – маленький (антоним).
Многие игры в слова знакомы всем с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игрокам. Игра «Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкон», второй – «ночь», третий «чеснок» и т. д. Эта игра способствует обогащению активного словарного запаса ребенка.
Игра «Быстрей, еще быстрей!». Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту, или за 5 минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-,ми-,ра-,ро-, и др). Другой вариант игры – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.
Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал (а? Что? Что делает?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель. Пример: Модель: «Какой? Кто? Где? Что делал?». Предложение составленное игрой: «Добрый мальчик в детской саду играл».
Следовательно, словесно – развивающие игры способствуют уровню развития речи детей : увеличивается словарный запас, совершенствуются речевые высказывания в диалогической и монологической речи, растет их эмоциональная насыщенность.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч: М., 1982. Т. 2.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. -М. : Просвещение, 1985.
3. Речь и речевое общение детей : Формирование грамматического строя речи : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. -М. : Мозаика – Синтез, 2004.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.
5. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение»-М., 2000 г.
6. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., Просвещение, 1988 г.
7. Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах / авт. - сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Сохин Ф. А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. М. ; Воронеж, 2002.