МААМ-картинки

Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки

Татьяна Юдина
Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки

Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

Темочки:

Музыкальная теория темпа имеет, по последним исследовательским данным, биологическую подоплёку и позволяет предположить наличие неких врожденных физиологических функций по принципу резонанса. Изначально понятие «резонанс» являлось техническим термином и используется обычно в физике. Резонанс определяется как совпадение частоты вибраций двух или более объектов, в результате чего они начинают «звучать» синхронно.

Необходимо заметить, что темп и ритм неразрывно связаны между собой. У ребенка очень рано проявляется интерес как к активным, так и к пассивным ритмическим движениям (качание, катание). Уже в первый месяц жизни ребенок способен к восприятию музыки – восприятию ритма и мелодии. Ритмическое покачивание колыбели сопровождалось ритмически организованными звуками (поскрипывание шеста). Эти «технологические» шумы в конечном счете предопределили ритмическую структуру колыбельного напева и поэтического текста колыбельной песни.

Именно восприятие темпа музыкального произведения :

- Формирует и развивает в целом представление о времени вообще. Восприятие временной последовательности темпа помогает выстраиванию структуры соотношения различных частей воспринимаемой музыки : 2х частная форма (1 часть + 2 часть) или 3х частная форма (начало- середина –заключение). Пространственно-временные представления являются наиболее сложными и наиболее поздними образованиями детской психики на 5- 6-7 году жизни. Представления о времени и пространстве формируются у детей при определенном уровне развития интеллектуализации восприятия и способствуют осознанию ребенком границ и темпа собственной моторной активности.

Еще раз отмечу, что при восприятии музыки слушатель сонастраивается с ней, а также со всеми ее составляющими, в том числе с темпом и ритмом, которые неразрывны друг с другом.

Ритм в музыке — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.

- Развитие восприятия и усвоение детьми различных ритмических рисунков музыкальных произведений способствуют усвоению детьми дифференцированных временных параметров (длинные и короткие ритмические слоги, звуки, темпов собственной моторной активности, что вносит большую упорядоченность и целесообразность в их деятельность.

Дети прекрасно улавливают темп музыкального произведения и без помощи руководителя, без предварительного пояснения самостоятельно меняют темп своей моторики в зависимости от смены темпа музыкального произведения, например, переходя от марширования под маршевую музыку к танцевальным движениям при смене на темп танцевальной музыки.

Музыкальные занятия всегда вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию в зависимости от передаваемого настроения.

Когда говорится о фундаменте музыкальности, то имеется в виду музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить – понять музыку.

Выделяют три основные музыкальные способности, среди которых – ритмическое чувство. Эта способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения лежит в основе эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, можно сделать вывод об эмоциональной сущности музыкального искусства в целом и важнейшем значении темпа и ритма, как выразителей определенного содержания, эмоционально воздействующего на слушателя.

Развитие чувства ритма у детей посредством восприятия музыкальных произведений в различных темпах :

развивает пространственно-временные представления,

формирует эстетическое чувство,

способствует обогащению и дифференциации эмоциональной сферы ребенка,

повышает уровень самоконтроля и целенаправленности его собственной моторной активности

Публикации по теме:

«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Дети очень любят собирать пазлы. Какие.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма»Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ»Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер. образы передаются в движениях. Основой является.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Оформление музыкального зала ко Дню музыкиОформление музыкального зала ко Дню музыки Добрый день, коллеги! Пожалуй, осень - одно из самых ярких и красочных времён года. Пожалуй, не случайно праздник "День Музыки" отмечается.

Значение музыкального воспитания Значение музыкального воспитания С давних пор музыка признавалась если и не самым важным, то одним из важнейших средств формирования личности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 17:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающее значение музыкального темпа и ритма при восприятии музыки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Юдина (УИ 1358383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД