Елена Тараненко
Развивающее занятие «Солнечная система» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие в старшей группе на тему : «Солнечная система»
Тараненко Елена Сергеевна.
ЦРД «Стрижи».
Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.
Задачи:
- Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца.
Публикация «Развивающее занятие „Солнечная система“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.
- Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система» : планета, Солнце, Солнечная система, орбита, название планет.
- Развивать связную речь.
- Развивать логическое мышление и воображение детей.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Воспитывать интерес к Солнцу, Солнечной системе.
- Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.
Материалы: плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца, макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы, ТСО-аудиозаписи: Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка).
Ход занятия :
Дети встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, поприветствуйте друг друга. Подарите нам свое хорошее настроение, улыбнитесь.
Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце)
Чтение стихотворения про солнце.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку).
Воспитатель: Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем? (Что эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные.)
Воспитатель: Назовите природные источники света (солнце, луна, костер).
Воспитатель: Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)
Дети: 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
2) Красная девушка по небу ходит.
3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.
4) Встану я рано, бело да румяно,
Да как распущу золотые волосы,
Да выйду на гору,
И человек, и зверь возрадуется.
5) Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит.
6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.
7) Без меня не будет света,
Без меня не будет лета.
По утрам стучусь в оконце:
Просыпайтесь, вышло Солнце!
8) Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце).
Пословицы: При солнышке тепло, при матери добро.
На солнышко во все глаза не взглянешь.
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Беседа о Солнце.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?
Дети: Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.
Воспитатель: Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)
Воспитатель: Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)
Воспитатель: А на самом деле Солнце какое? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)
Воспитатель: А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)
Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.
В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.
Вопрос: Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок : никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы). Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – восемь.
Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)
Какие планеты вы знаете?
III. Игра «Солнечная система».
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе.
А сейчас Лиза расскажет стихотворение:
В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там восемь различных планет.
А Солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Воспитатель: А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз… Меркурий (отвечает ребенок).
Два… Венера (отвечает ребенок).
Три …Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идет по счету.
Воспитатель: Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца.) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год». Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?
Дети: Чем ближе к Солнцу находится планета, тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога ее будет длиннее.
Воспитатель: На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12). В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.
Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?
Как вы думаете, Солнце движется? (предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.
V. Игра ««Космонавты»».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря:
Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!
С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Правила игры: Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!». Нельзя выталкивать из «Ракеты». Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку
VI. Итог.
Что вы нового узнали? Что же такое Солнце? Сколько планет?