Гугина Юлия Сергеевна
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Сам себе Джинн»
Методическое обоснование
Общество потребления диктует свои правила, а реклама и СМИ навязывают определенные системы ценностей и установок. Количество информации, поступающей современному человеку, все чаще превосходит его реальные нужды. Как в таком сильном информационном шуме услышать себя? Как заметить свои желания и потребности, отличить их от навязанных извне? Как жить, чтобы чувствовать себя счастливым?
Публикация «Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста „Сам себе Джинн“» размещена в разделах
Занятие «Сам себе Джинн» сформировано в рамках гештальт-подхода. Если человек не способен почувствовать свою доминирующую потребность, его поведение будет дезорганизованным и неэффективным, считал Ф. Перлз – основатель гештальт-терапии. Более того, данные проявления ученый считал одним из ведущих проявлений невроза.
В 2-3 года ребенок заявляет «Я хочу!» и родители по-разному реагируют на его слова. От того каким образом реагировали взрослые на прямые заявления ребенка о своих потребностях будет зависеть как в последующем будет обращаться со своими потребностями сам ребенок: замечать и уважать, подавлять и осуждать, игнорировать.
Взрослые воспринимают озвученные желания ребенка как взрослый и сознательный выбор, однако это далеко не так. Чувства ребенка сигнализируют о том, что чего-то не хватает, в теле возникает напряжение. Ребенок не может узнать суть своей потребности пока не встретится с ней, не испытает удовлетворение, не узнает ситуацию, в которой ему хорошо, и людей, рядом с которыми данная потребность может быть удовлетворена.
В жизни дошкольника может отсутствовать переход от исполнения желаний ребенка по щелчку пальцев к «справляйся сам, ты уже большой». Никто не учит ребенка, как продумывать способы удовлетворения своей потребности, даже если ребенок четко понимает, чего хочет. Чтобы уметь преодолевать жизненные трудности, необходимо иметь опыт решения задач разного уровня сложности. Именно для приобретения такого навыка предназначена технология проблемного обучения, используемая нами в занятии «Сам себе Джинн».
Групповая форма работы на занятии дает возможность использовать потенциал группы в решении проблемных ситуаций, услышать чужое мнение и обогатить свой жизненный опыт, а также осуществить взаимную поддержку.
Цель: развитие осознанности в отношении собственных желаний у детей среднего дошкольного возраста с использованием световых столов.
Задачи:
Разговор о желаниях, о важности высказывания своих желаний
Исследование окружающей среды, выделение предметов желаний
Узнавание предмета потребности, осознавание потребности
Встреча с реальностью, переживание возможности или невозможности осуществления желания
Выбор и обсуждение реального способа действия, адекватного ситуации
Оборудование: световые столы, песок.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Сергеевна! Мне очень интересно будет с вами познакомиться и узнать, как вас зовут.
- Знаете ли вы друг друга?
- Кто из вас помнит такой волшебный мультик «Аладдин», где у мальчика была волшебная лампа, в которой жил Джинн? (ответы детей)
- Джинн знал и выполнял желания Аладина. Как здорово, когда есть кто-то, кто понимает нас без слов и выполняет все наши хотелки! (реплики детей)
- Однако, мы с вами сейчас говорим о мультике… о вымышленном мире, а что же тогда в реальной жизни? Ведь в реальной жизни джинов не существует!
- Кто же может исполнить наши желания? (дети размышляют и рассуждают о вопросе психолога)
- А может ли это быть кто угодно или даже любой из нас? (ответы детей)
- Нет? Давайте проверим!
- На этом занятии вашим джином попробую быть я!
- Я постараюсь прочитать ваши мысли как настоящий Джинн и нарисовать ваши желания на песке. Попробуем? (ответы детей)
- Я предлагаю нам с вами подойти к световым столам и немного познакомиться с ними: посмотреть со всех сторон, потрогать стол, попробовать песок на ощупь.
- Рисовать на песке очень просто, ребята! Сначала мы рассыпаем песок из кулочка на очищенный световой стол, а затем пальчиком рисуем все, что нравится. Давайте попробуем нарисовать солнышко (дети пробуют рисовать).
- Итак, а сейчас, нарисуйте себя на световом столе, так как сможете и обязательно оставьте место для своих желаний! Напоминаю вам, что на этом занятии я буду вашим Джинном и попробую прочитать ваши мысли и исполнить все ваши желания! (дети рисуют себя на световом столе)
- Ну что, все справились? Я начинаю угадывать желания! (психолог подходит к каждому ребенку и рисует: тучку, дерево, зонтик, кружку).
- Я правильно определила ваши желания? (Дети мотают головой, говорят, что это не то чего бы они хотели).
- Ну вот, выходит, я совсем не умею читать мысли!
- Может быть кто-то из вас умеет? Давайте попробуем (дети по очереди пытаются определить желания друг друга устно)
- А как же нам тогда узнать у кого какое желание, если никто из нас не умеет читать мысли? Как узнать, кто чего хочет или кому что будет приятно? (дети размышляют над вопросом психолога)
- Да, ребята, вы правы, самое простое и ценное что мы можем сделать для понимания друг друга – это спросить другого человека о его желаниях или прямо сказать чего мы хотим! Ведь это так просто!
- Давайте теперь еще раз попробуем! Я буду подходить к вам, а вы будете говорить мне «Я хочу…» и продолжать фразу своим желанием. А я в свою очередь буду его выполнять в рисунке на вашем световом столе! (психолог подходит к каждому ребенку по 2 раза).
- (обсуждение нового опыта) Каково было озвучивать свои желания? Легко ли было определить свои желания?
- А теперь я предлагаю нам с вами продолжить упражняться в умении говорить «Я хочу…», только на этот раз мы с вами будем немного подробнее обсуждать ваши хотелки.
*В процессе общения с каждым ребенком психолог выявляет подлинное желание ребенка путем уточняющих вопросов:
- Где и что необходимо дорисовать на световом столе?
- Какого характера те или иные предметы / живые существа, которые ребенку необходимы?
- Что ребенок будет делать с этими предметами/живыми существами? Для чего они ему?
*Обсуждение выявленной потребности у каждого ребенка происходит индивидуально и в группе. Рассматриваются возможные способы удовлетворения потребностей.
- Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Мне хочется узнать, что было для вас на занятии интересным? Что с занятия вы запомнили? А что из нашего с вами занятия вы сможете применить в жизни?
- Я была рада с вами сегодня познакомиться! Мне было интересно с вами общаться, узнавать вас и раскрываться самой. Спасибо вам за занятие!
Список литературы:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
2. Кедрова Н. Гештальт-терапия с детьми. Выпуск I. Московский Гештальт Институт, 2002. - 53 с.
3. Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова. – СПб. ; М. : Речь, 2015. – 400 с.
4. Никитина О. Вебинар «Метод «Sand-art». Работа с детьми от 1 года до 11 лет». ИМАТОН
5. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. Пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2017. – 271 с. (Современная психотерапия)