Наталья Сокальская
Развивающая работа учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми 6 лет с элементами сказкотерапии в играх с песком
▼ Скачать + Заказать документы
"ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ"
Задачи:
Коррекционно - развивающие :
• Способствовать снижению психофизического напряжения
• Развивать фонематический слух и восприятие, правильное звукопроизношение, связную речь.
• Развивать фантазию и образное мышление, зрительную память.
• Развивать навыки общения, сотрудничества.
• Побуждать детей к активным действиям.
• Развивать умение действовать по инструкции.
Коррекционно - Образовательные.
Публикация «Развивающая работа учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми 6 лет с элементами сказкотерапии в играх с песком» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры с песком
- Логопедические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
• Закреплять навык анализа и синтеза односложных слов; навык чтения, письма, грамоты; учиться создавать буквы на песке.
• Учить выстраивать композицию на песке, на основе сказочного сюжета.
Здоровьесберегающие.
• Использование на занятии методов: сказкотерапии, музыкотерапии; дыхательной гимнастики и игр с песком; развитие мелкой моторики.
Оборудование и материалы:
4 ящика с песком 50*70*8
наборы миниатюрных предметов по совокупности символизирующих мир, буквы
«ковер-самолет»
колокольчик
кукла песочный человечек
«волшебная» книга
игрушка мышка
музыкальная запись «звуки природы»
Ход занятия:
Логопед и дети находятся в зале.
Логопед:
- Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие в песочную страну, где живет наш друг – Песочный человек. В его сказочной стране что-то случилось, и он просит помочь ему. С собой мы возьмем все наши знания о звуках и буквах, вашу смекалку и находчивость – все это нам поможет в решении разных задач. А отправимся мы туда не одни, а вот с кем…
В зал под музыку заходит фея (педагог-психолог).
Фея:
- Здравствуйте, мои друзья!
(Располагает свои ладони напротив ладоней детей, дети прикасаются к ним со словами «Здравствуйте!»).
- Сюда пришли совсем не зря.
Я приглашаю в сказку всех!
Тихонько отворяем двери,
И каждый в сказку пусть поверит!
Логопед:
- Чтобы попасть в эту страну, надо быть сильными и подготовленными. Сначала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза
Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу
Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу
В поезде много веселых ребят (зверят). подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол
Логопед:
- И проведем дыхательную разминку.
Дыхательная разминка.
- Набираем воздух через нос, не поднимая плеч. Выдыхаем медленно и плавно, одновременно произнося звук.
Ветер воздуха вдохнул
Разом облако надул.
С – С – С – С.
Незабудки увидал,
«Чудо, чудо»,- он сказал.
Чу-у-у-
Зеленеют камыши,
Пошуршу в них:
Ш – ш – ш
Раскачаю красный мак!
Ха – ха – ха, вот так, вот так!
А – а – а
Пошепчу я на ухо
Желтому подсолнуху!
Ху – у – у
Вместе с солнцем и дождем
В небе радугу зажжем!
«Хи – хи – хи, смеется дождь, –
От меня ты не уйдешь!».
Фея:
- Ну, теперь можно и отправиться в сказочную страну. А на чем мы туда можем отправиться? ( Дети предполагают: на самолете, автобусе и т. д.).
Да, на всем этом мы могли бы отправиться в путь. А я предлагаю полететь на ковре-самолете. Вы не против?
(Появляется ковер-самолет. Дети садятся).
Элемент тренинга. Звучит музыка (Этюд – релаксация).
- Все сели удобно? Скорей закройте глазки, сейчас я скажу: «Раз, два, три». И окажемся мы в сказке. Всем доброго пути! Мы летим над небесами, над дремучими лесами. Какое ласковое солнце, сладко пахнут волшебные цветы, звенят ручейки, поют самые нежные песни маленькие птички.
- Ну, вот мы и прилетели, открывайте глазки спускайтесь с ковра. Давайте подойдем к волшебным коробочкам. Посмотрите сколько песка!
- Для того, чтобы попасть в сказочную песочницу, встаньте около нее и возьмитесь за руки, по очереди назовите свои имена,вытяните руки над песочницей ладонями вниз, и произнесите «Заклинание»
В ладоши наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочный человек, приди!
Появляется Песочный человечек:
-Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рад Вас снова видеть и мне нужна ваша помощь. Но сначала давайте вспомним правила моей страны. Повторяйте за мной.
Здесь нельзя кусаться, драться,
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать!
Ничего не разорять!
На вопросы отвечать!
В интересные игры играть!
Это мирная страна.
Это умная страна.
Логопед:
- Песочный человечек, мы будем соблюдать все твои правила. Ребята, давайте опустим наши руки в песок.
Если в сказку всем сердцем поверим,
В мир волшебный откроется дверь.
(Пальцы сжимать и разжимать)
Мы туда без труда попадем
На волшебном ковре-самолете.
(Пальцы широко растопырить)
На летучем большом корабле
(Слегка подкинуть песок)
Или с Бабой-Ягой на метле.
(Двигаем пальчики ритмично право-влево)
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке-Горбунке.
Можно в сказку взлететь на Жар-птице
(Двигать пальчиками вверх-вниз)
Можно на колобке закатиться
(Круговые движения)
Можно въехать, как слон на еже
(Пальцы сжимаются и разжимаются)
Ой! Мы в сказке уже!
Песочный человечек:
В мою волшебную страну
Пришла беда большая –
В нее прокралась в темноте
Колдунья очень злая
Одну зверушку захватила,
И тут же в палку превратила.
(Взрослый показывает детям палочку)
А буквы имени ее
В темницу бросила на дно.
Секрет же злого колдовства
С собой колдунья унесла,
В горе песчаной закопала
И вход туда заколдовала.
Что делать?
И куда бежать?
Зверушку надо выручать!
Ну как, ребята, вы готовы?
Там испытания суровы,
Там буквы надо крепко знать,
Чтоб колдовство то разгадать.
* * *
Тогда вперед!
Сейчас река
( строим в песочнице реку и устанавливаем через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)
На ней для вас есть два мостка:
Из буквы Ж и буквы Ш
Спокойно вспомните слова,
Где буква Ж и буква Ш.
(Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш)
Ну вот, река и позади!
Но дальше нет у нас пути:
Дремучий лес перед горой
Стал непролазною стеной.
(создаем лес из веточек и фигурок деревьев)
В вашем лесу растут и лиственные деревья и хвойные. Как такой лес называется? (Смешанный).
А если бы вы посадили лес из елок, как бы назывался этот лес? (Еловый, ельник).
А если бы из березы? (Березовый, березняк).
А из дуба? (Дубовый, дубрава).
А если из сосен? (Сосновый бор).
А лес нам надо перейти
Лесные звери! помогите!
А вы скорей их назовите!
(Дети должны назвать лесных зверей)
Нам помогли лесные звери,
И мы недалеко от цели!
Гора возникла на пути –
(Дети строят гору из песка)
Ни обскакать, ни обойти,
Как научиться нам летать?
Пора на помощь птичек звать!
Кричите птичек всех подряд,
Они к нам сразу прилетят,
Нас над горою пронесут,
И нам погибнуть не дадут!
(Дети называют известных им птиц)
И птички помогли нам в горе,
Теперь на берегу вы моря.
(Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору)
За ним - Песчаная гора,
Где скрыта сила колдовства.
Но как же переплыть нам море?
Ведь это - не широко поле.
Давайте рыбок хором звать,
Морских животных всех скликать!
Кто помнит их всех имена,
Зовите к нам скорей сюда!
(Дети называют известных им морских жителей)
Вы молодцы!
Отлично звали!
Все рыбки сразу подплывали,
И переплыть нам помогали.
Почти у цели мы,
Но встали камни на пути.
Ты по камушкам пройди,
Слова на слоги раздели…
Теперь мы с вами - у Горы.
Здесь буквы бедные томятся,
Колдуньи злой они боятся,
Их надо нам освободить,
И имя правильно сложить!
Как только имя расшифруем,
Зверька мы этим расколдуем,
Так злые чары рухнут в пыль,
И мы узнаем, кто там был.
В волшебной книге есть заданья,
Для вас, ребята, испытанья,
Как букву каждую найти,
Из плена мрачного спасти.
(Взрослый берет большую книгу и «читает по ней»)
Как только буква прояснится,
Так рухнет вмиг ее темница.
***
Итак, заданье к первой букве:
Найдите общий звук в словах
«Машина», «Музыка» и «Мак».
Вы отгадали, или - как?.
Все верно - это буква М,
Не испугаешь вас ничем!
(Взрослый выкладывает на песок букву М)
Напишите эту букву.
Вторая буква, вам на страх,
Есть сразу даже в трех словах:
«Шары», и «Крыша», и «Столы».
Ну как? Теперь узнали вы?
Что ж угадали букву Ы,
Прекрасно знаете все вы!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ы)
Дети пишут букву Ы.
А третья есть в словах: «Шалаш»,
И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».
Вы «зашипели» все так дружно,
Что и подсказывать не нужно!
Да, это буква Ш, конечно,
Вы все сегодня так прилежны!
(Взрослый выкладывает на песок букву Ш)
Дети пишут букву Ш.
Ну, а четвертую сейчас
Вы отгадаете за раз!
Слова здесь: «Кукла», «Лук», и «Кошка».
Ну как? Подумайте немножко.
Была задача нелегка,
Но вы решили - буква К!
(Взрослый выкладывает на песок букву К)
Дети пишут букву К.
Ну а последнюю, друзья,
Не отгадать никак нельзя:
«Арбуз», «Акула», «Ананас» -
Здесь буква спрятана от нас!
Вы - молодцы все! Как всегда!
Вы отгадали букву А!
(Взрослый выкладывает на песок букву А)
Дети пишут букву А.
Кого же мы расколдовали?
Какое имя мы узнали?
(Дети читают какое слово получилось).
Все верно! Это наша МЫШКА!
Небось, дрожит еще трусишка!
(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)
Фея:
Когда вы узнали, что колдунья заколдовала мышку
Какие чувства вы испытали (грусть. печаль, злость, гнев….
Теперь попробуйте на песке нарисовать их.
А когда вы освободили мышку, расколдовали ее, какие чувства испытали (радость, счастье, удовольствие….)
Логопед:
В волшебной маленькой стране
Теперь на праздник вышли все!
Пошел такой веселый пир,
Какого и не видел мир! А вы, ребята, молодцы!
Вы мышку бедную спасли!
И все животные, друзья,
Вас полюбили навсегда!
Фея:
Ребята, давайте обустроим домик мышки, пригласим к ней гостей
(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок)
Песочный человечек:
- Думаю, что наша встреча принесла вам очень много интересного, вы добрые и умные творцы. А еще вы должны знать еще одно правило моей страны. Нужно разобрать все свои постройки, расставить игрушки, разровнять песок. (Дети выполняют задание).
- Ну что же, вам пора возвращаться в группу. Спасибо вам. До свидания!
Фея:
- Положите свои ладошки на поверхность песка и произнесите слова благодарности:
В ладоши наши посмотри –
Мудрее стали ведь они
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Фея:
- Теперь, мои милые творцы, я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движения, как будто вы скатываете шарик.
- Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!».
- Что же, пора возвращаться в группу. Представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко желтые. Вас подхватывает легкий и приятный ветерок, кружит и переносит обратно в детский сад. (Дети под спокойную музыку имитируют движение песчинок). Садитесь, ребята.
Итог занятия.
Логопед:
- Сегодня мы с вами сделали доброе дело – спасли мышку от колдуньи и со всеми заданиями справились. Вам понравилось наше путешествие?
Фея:
- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? У кого окажется колокольчик в руках, тот и отвечает.
(Ответы детей).