Наталья Куштова
Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности «Пчелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения детей, проектирую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО, творчески её преобразовывая с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей с ОНР.
Созданная мной предметная среда пополняется и обновляется в зависимости от темы недели, новообразований определенного возраста. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, подготавливаю необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психо-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также в создании среды использую продукты детской деятельности. Вместе с тем предметную среду создаю с учетом принципа интеграции образовательных областей. Созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность, взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Дети и родители оказывают посильную помощь в создании образовательной среды и участвуют в ее организации в зависимости от темы недели.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности „Пчелки“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2017
Центр «Декор»
Цель: развивать глубокое представление о народном декоративно-прикладном искусстве.
Содержание данного центра периодически меняется, в зависимости от изучения декоративной росписи. Центр оснащен: дидактическими играми: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару»; игрушками (предметами) – оригиналами; плоскостными силуэтами и объемными фигурами для раскрашивания; наглядно-дидактическими пособиями, папками (альбомами) для рассматривания с иллюстрациями и раскрасками народно-прикладного искусства и т. п.
Центр «Наше творчество»
Цель: формировать интерес к продуктивной деятельности и удовлетворение потребности детей в самовыражении через изобразительное искусство.
Центр оснащен множеством материалов сменяющимися в зависимости от темы недели, запланированной деятельности и конечно же всегда в наличии материалы для самостоятельной деятельности детей: гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, гелевые ручки, угольные карандаши, сангина, цветные мелки, фломастеры, простые (графитные) карандаши, разнообразные кисти, баночки для воды, салфетки, белая и тонированная бумага; произведения изобразительного искусства: книжные иллюстрации, репродукции произведений живописи, скульптуры малой формы, художественные альбомы; таблицы со схематическим изображением предметов; шаблоны, линейки, трафареты, силуэты; раскраски; дидактические игры «Дорисуй», «Найди такой же», «Какого цвета?», «Радуга»; пластилин, глина, стеки, дощечки для лепки и многое другое.
Центр «Занимательной математики»
Цель: формировать представление о количестве, величине, форме предметов.
В нашей группе в центре «Занимательной математики» находятся: трафареты, линейки и другие измерительные эталоны; различные дидактические игры: для деления целого предмета на части и составление целого из частей «Дроби», «Составь круг»; игры с цифрами и монетами; игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины «Сравни и подбери»; модели числовых и временных отношений «Числовая лесенка», «Дни недели»; игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п. ; игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и многое др.
В нашем центре «Занимательной математики» живет сказочный персонаж профессор Всезнайка, который мотивирует детей к освоению математических понятий. Он создает проблемные ситуации, присылает письма, посылки с различными заданиями, картинками-раскрасками и т. п. В результате у детей пробуждается живой интерес к математике, а также осознание своей значимости.
Математический стенд
Цель: развитие умения согласовывать существительные с числительными.
Предметные картинки на стенд подбираются согласно темы недели.
Центр «Грамотной речи»
Цель: коррекционно - развивающее воздействие, направленное на формирование правильной речи.
Содержание панно «Звуковая полянка» меняется и пополняется с каждым новым изучаемым звуком. При этом дети самостоятельно рисуют предметы, в названии которых находится изучаемый звук и определяют их место расположения на панно.
Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
Формирование фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками ( звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «кирпич», «подушка»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука, зеркала.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) : мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; «Логопедическое лото» и др.
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
Развитие связной речи : серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
Развитие мелкой моторики : сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
Центр «Музыкального искусства»
Цель: развитие музыкальных способностей детей.
В центре «Музыкального искусства» расположены: фонотека (диски с записями песен в исполнении взрослых, детей); СD проигрыватель; картотека с музыкально-дидактическими играми; музыкальные инструменты; портреты композиторов; картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству; иллюстрации музыкальных инструментов разных стран.
Центр «Юного актера»
Цель: развитие театрализованной деятельности детей.
В группе отведено место для театрального центра. Здесь находятся следующие материалы: театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр, сделанный детьми (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации); готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры; элементы ряженья, парики и прочее.
Центр «Умных игр»
Цель: развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорных способностей детей.
Настольные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны: парные картинки, лото, домино, шашки, мозаики, пазлы и т. п.
Центр «Конструирования»
Цель: развитие интереса к конструктивной деятельности.
«Центр конструирования» расположен вблизи центра сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного центра (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Мои воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
Центр «ОБЖ»
Центр: формирование основ безопасности в быту, социуме и природе.
Центр «ОБЖ» оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценности здорового образа жизни. Хорошим дидактическим пособием служит макет «Перекресток», игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей.
Центр дежурства
Цель: формировать умения самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, по занятиям.
«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Материалы для труда: фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями, метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в центре природы и группе.
Центр «Спортивных увлечений»
Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т. д., массажёры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, оборудование из неоформленного материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Центр «Познай себя»
Цель: формировать у детей представления о себе как о человеке.
Центр «Патриотик»
Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю.
Содержание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. В нем содержится: символика России, Таймыра, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном крае и городе Дудинка, дети знакомятся с традициями, культурой и бытом жителей Таймыра.
Центр экспериментирования «Лаборатория Знайки»
Цель: развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором совместно с детьми фиксируем сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской деятельности стала Мудрая сова, живущая в нашей группе. Мудрая сова стимулирует детскую активность и любознательность.
Центр сюжетно - ролевых игры - драматизации
Цель: формирование умения вступать в реальные организационные и ролевые отношения.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки - животные, куклы разной направленности, наборы посуды, шаржеобразные и мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т. д.).
Центр «Волшебные страницы»
Цель: формировать навыки работы с книгой, как источником познавательных впечатлений.
В книжном центре находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном центре помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения. А еще в данном центре располагаются нарисованные детьми иллюстрации к художественным произведениям и книжки — самоделки «Старая сказка на новый лад».
Центр "Речевичок" оформляет учитель - логопед
Детское творчество
Стена оформляется продуктами детского проектирования или поздравительными открытками или фотогазетами.
Для включения каждого ребенка в деятельность и повышение его познавательной и творческой активности, инициативы и самостоятельности я создала "Стенд успешности", где фиксируются достижения детей в разных видах деятельности.