Наталья Нохрина
Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
3 – 4 слайд (цель, задачи)
Публикация «Презентация „Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
5 слайд
Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе ПРОСТРАНСТВО; ВРЕМЯ; ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая; активная; спокойная
6 слайд
Насыщенность среды предполагает : Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает : Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости : От образовательной ситуации. От меняющихся интересов детей. От возможностей детей
Вариативность среды предполагает : Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов
Доступность среды предполагает : Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды : Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
7 слайд
Центр игры: где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта); Имеются атрибуты для сюжетно - ролевых игр; наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки - орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители.
8 слайд
Центр патриотического воспитания и краеведения: содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей.
Задачи патриотического воспитания:
• воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• воспитывать уважение к труду;
• развивать интерес к русским традициям и промыслам.
9 слайд
Центр книги:
Главная цель - позволить ребенку общаться с книгой. Представлен мини-библиотекой, настольно-печатными играми с цифрами и буквами, ребусами. Книги располагаются по определенной тематике : сказки, рассказы, познавательная литература; стихи. Имеются портреты детских писателей; альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов).
10 слайд
Центр безопасности:
Главная цель - создание здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников, создание оптимального режима труда и организованного отдыха. В центре представлены наглядные пособия : плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Умный светофор», «Внимание дорога!», «Правила маленького пешехода»). Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
11 слайд
Центр детского творчества, основными задачами которого являются:
• Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности.
• Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.
• Формировать у детей эмоционально – личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.
12 слайд
Центр двигательной активности: где дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Есть мячи разных размеров, шнуры, кегли, кольцеброс, скакалки и т. д.
13 слайд
Центр познавательного развития оснащен необходимым в материалом, стимулирующим развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран. Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления. Это игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации», палочки Кюизнера, блоки Дьенеша и т. д.).
Содержание центров ежемесячно пополняются дидактическими материалами, необходимыми атрибутами.
Организуя свое взаимодействие с детьми, учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка. Создаем условия для формирования у детей положительного взаимоотношений со сверстниками через подвижные игры, настольные игры, коллективные творческие работы («Золотая осень», «Подводный мир», «Космос» и др.).
14 слайд
Познавательному развитию детей способствовал созданный нами в группе экологический уголок, который включает в себя растения, календарь природы, уголок экспериментирования, иллюстрационный материал по экологии, истории. Для развития у детей биологических представлений знакомим их с развитием жизни на Земле, с картой родного края (д/и «Царство растений», «Что было до. ?», «Животные прошлого») с живой и неживой природой (д/и «Живое - неживое», «Найди лишнее»); с проблемами загрязнения окружающей среды (д\и «В мире природы», «Стань другом природы», «Что будет если.»). Создаем условия для творческой самостоятельности детей - проводим выставки детских работ, поделок из природного материала «Дары осени», «Осенины» и т. п. Способствуем развитию у детей ответственного и бережного отношения к природе через решение проблемных ситуаций – «Почему нельзя загрязнять водоемы?», «Правила поведения в лесу». Проводимая в этом уголке работа способствует развитию наблюдательности, экспериментаторских и исследовательских способностей детей.
15 слайд
Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 95% родителей полностью удовлетворены системой работы ДОУ. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников использовались следующие формы работы:
• Анкетирование родителей.
• Оформление родительских уголков.
• Ежегодная выставка детских работ «Золотая осень».
• Консультирование. Темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Воспитание любви к природе», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Что такое? Кто такой?».
• Родительские собрания.
• Мастер-класс «Роль дидактической игры в умственном развитии ребёнка».
• Составлена тематика папок – передвижек для родителей «Времена года», «Окружающий мир в картинках».
В процессе такого тесного взаимодействия родители лучше начинают понимать своих детей, интересуются их проблемами и проблемами дошкольного учреждения. Принимают активное участие в выборе форм и методов работы с детьми.
16 – 17 слайд
Таким образом, созданная нами развивающая предметно-пространственая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества воспитанников и их жизненный опыт.