Елена Евсеенко
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована на основе следующих принципов.
Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, стенд " фотовыставка", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло- голубой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Все центры в развивающей среде созданы в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении, с рекомендациями по развивающей среде : учтены основные требования и основные принципы организации среды.
При входе в игровую комнату создан уголок для родителей "Для Вас родители", где размещена информация, касающаяся непосредственно данной возрастной группы, а так же режимные моменты, основная образовательная деятельность детей, консультации медиков и психолога, красочные папки-передвижки с информацией для родителей.
Создан уголок «Наше творчество» выставка детских творческих работ. Выставляя работы всех детей для обозрения, тем самым подчеркиваю индивидуальность и значимость каждого, реализуя заявленные темы и вовлекая родителей в образовательный процесс.
- «Играй-ка» - центр сюжетно – ролевой игры расположен в группе на коврах, занимает большую часть групповой комнаты. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.
-«Мы спортсмены» - центр физической культуры; На стеллаже собран физкультурный инвентарь изготовленный родителями и приобретённый (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
-«Талантливые ручки» - центр художественно- творческой деятельности; здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков: гуашевые, акварельные краски, фломастеры, карандаши простые, цветные, восковые мелки пластилин, солёное тесто, глина. Бумага разного качества, структуры, цвета, картон. Кисти №2,3,5,9, палочки, стеки, ножницы. Трафареты по изучаемым темам. Клейстер. Доска для рисования мелом, маленькие доски для индивидуальной работы.
- «Мы – экологи» - центр природы; среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группе имеются: зелёный уголок «с комнатными растениями по программе, огород на подоконнике,
лейка, опрыскиватель, палочки для рыхления, кисточки, салфетки, фартуки.
Природный материал: песок, камушки, ракушки, различные семена и плоды, листья, плакаты, календари природы и погоды, альбомы о природе и временах года, животные, растения, цветы, природоведческие книги, экологические игры «Живая природа «, «Времена года «, «Можно и нельзя», «Кто где живёт», «Овощи, фрукты», поделки из природного материала, набор «Гербарий», лото «Кто где живет?», «Весёлые зверята». Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края.
- «Мы – исследователи» - центр экспериментирования (здесь имеется все необходимое для проведения элементарных опытов с песком, водой, воздухом и др.) Лаборатория по экспериментированию (мензурки, колбочки, палочки, воронки, лупы, прозрачные стекла, песочные часы, пипетки. шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломка для коктейля разной длины, микроскопы)
Пробирки, пипетки, колбы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, календари природы и погоды, карта мира, коллекции, лупы разных размеров, магниты, мелкие игрушки «Киндер – сюрприз «, палочки, пластилин, природный материал, бросовый. Данный центр предназначен для развития интеллекта и представлений об окружающем детей.
- «Здравствуй, книжка!» - центр книги по тематики недели) ;
в нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров. Стеллаж для книг, стол, 2 кресла, диван, детские книги по программе, любимые книги детей, детские энциклопедии, книги по интересам.
- «Весёлые нотки» - музыкальный центр; это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
- «Театральный центр» здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т. д.
-«Маленькие строители» - центр конструирования; различные виды мозаик и схемы выкладывания узоров, конструкторы «Лего» и «Строитель», разрезные картинки, пазлы, дидактические игры (лото, домино, наборы картинок,игры для индивидуального развития (шашки, шахматы. кроссворды, лабиринты, блочный конструктор, мягкие модули, игра «Танграм».
Данный центр предназначен для развития умения ориентироваться в пространстве и пространственного воображения.
-«Знайки» -учебный уголок; включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.
-В центре «Хозяюшка «находятся: набор посуды,муляжи фруктов, доска разделочная, разнос, ступка, пестик, лопатка, фотографии для дежурных, комплект салфеток, фартуки и колпаки, литература с рецептами, комплект для уборки со стола (савок, щётка).
- В центре «Дорожного движения «находятся: макет «Дорожного движения», железная дорога, набор самолётов, набор машин, мотоциклы, дидактические игры : «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников», плакат «Детям о правилах дорожного движения».
- «Мир под ручкой» - центр сенсомоторного развития; мною были изготовлены «Тактильные мешочки» наполненные крупой, песком, ватой, камушкам, шумовые коробочки для развития фонематического слуха. Игра найди коробочку с таким же звуком. «Тактильные мешочки», «Чудесный мешочек», дощечки (цвет, термометр для воды, шумовые коробочки.
С целью индивидуализации педагогического процесса организовала
- «Уголок именинника» - где создается праздничная атмосфера с помощью кресла именинника.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободной деятельности в каждом центре, способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.
Оформила центр занимательной математики «Пифагорчик» подобрала игровой материал, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровни развития каждого ребенка. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Мной изготовлены дидактические игры «Который по счету», «Дидактическое дерево», «Сосчитай-ка», «Веселые задачки», которые помогают ребятам освоить основы математики и закрепить ориентировку во времени и пространстве.
В группе оформлен центр речевого творчества «Веселая буковка», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Мною изготовлен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных, дыхательных упражнений, схемы для гимнастики глаз, таблицы для составления рассказов, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. А также наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и "Буква А и её друзья ", д/и "Кто в домике живет?"
Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Также в нашей группе создан центр дидактической игры. В него включены игры на развитие мелкой моторики рук, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Я считаю, центр дидактической игры воспитывает у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. На прогулке с детьми я стараюсь дополнить и обогатить их знания, научить детей любить и беречь природу, рoдные места, свoю рoдину.
Каждый уголок на нашем участке в своем интерьере своеобразен, я приложила немало усилий, чтобы сделать второй дом своих воспитанников уютным и эстетичным.
На участке имеется клумба с разными цветами, за которыми вместе со своими подопечными ухаживаем каждый день.
Игровая площадка группы соответствует гигиеническим требованиям и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Для защиты детей от солнца и осадков имеется павильон. На игровой площадке имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, для сюжетно-ролевых игр, клумбы, малые скульптурные формы. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых, дидактических и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития.
На территории учреждения так же располагаются огород, «Кубанское подворье», где ребята знакомится с трудовой деятельностью, а также наблюдают за всходами и созревание урожая, который они вырастили самостоятельно.
«Кубанское подворье»,- подворье состоит из хаты, и колодца, казаков. Подворье ограждено плетёной изгородью. Целью строительства подворья стало - воспитание любови к родному краю, кубанской культуре, труду. На Кубанском подворье ребята знакомятся с кубанским бытом, с обычаями и традициями казаков, через обыгрывание сюжетно-ролевых игр, инсценировки и развлечения.
Кроме того на игровом участке я оборудовала «тропу здоровья» для профилактики плоскостопия.
Использовала срубы веток деревьев небольшого диаметра, донышки пластиковых бутылок, реечки от спинки детской кроватки, старые счёты, капсулы от киндер-сюрпризов.
Я считаю, что насыщенная развивающая предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Предметно – развивающая среда учитывает все направления развития ребенка. Ее содержание направлено на освоение детьми познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, со сверстниками и индивидуально.
В группе создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Благодаря насыщенности предметно-пространственной среды группы, детям представлено разнообразие тематики материалов и оборудования, что повышает активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
Создавая развивающую среду, я стараюсь сделать её информативно богатой, обеспечить разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.