Приложение МААМ

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Колчанова
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Развивающая предметно- пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей

с тяжёлым нарушением речи»

Колчанова О. В., воспитатель

«Правильно организованная предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи создаёт для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности».

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи» размещена в разделах

Н. В. Нищева

Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того, где и как развивается ребенок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в формировании личности ребенка играет развитие речи, как показатель интеллектуального и психического здоровья. Речь – многогранный и сложный инструмент. Если нарушается один из её компонентов, страдает вся речевая система в целом.

Дети с речевыми нарушениями, могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения. Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы с такими детьми во многом зависит от организации предметно-пространственной среды.

Коррекционно-развивающая среда является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии.

При организации предметно-пространственной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи мы руководствуемся следующими требованиями:

1. Соблюдение принципов:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

Вариативности, определяющейся видом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

Полифункциональности (мобильного) использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющего предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечивающего возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющего, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

2. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:

Организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Организации разнообразной игровой деятельности;

Выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

Освоения детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

Использования образовательных технологий деятельностного типа (игровых, использование алгоритмов и схем, мнемотаблиц, технических средств обучения);

Безопасности и соответствия санитарно– гигиеническим требованиям, эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;

Комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;

Физического развития воспитанников.

3. Учёт полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях, созданной педагогами групп, соответствовать ФГОС, отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Оборудование и материалы для каждого центра продуманы так, чтобы каждый ребенок смог найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

В предметно-развивающей среде группы, организованной посредством зонирования пространства, мы создаём все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Мы организуем предметно-развивающее пространство таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда. Предметную среду в группе проектируем в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности

для детей старшего дошкольного возраста

с тяжёлым нарушением речи

В оформлении нашего группового помещения использовано много мягкого пастельного цвета: нежно-зеленая и нежно-голубая гамма. Именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. В помещениях групповой комнаты и рекреации (дополнительное просторное помещение перед входом в группу, где расположен Центр «Речевичок», довольно уютно, светло и радостно. Обстановка в помещениях максимально приближена к домашней обстановке, чтобы снять стрессообразующий фактор.

Наполнение развивающих центров в нашем групповом помещении соответствует изучаемой, лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

Создание предметно – пространственной среды является одной из основных задач общеобразовательной программы. Мы разделили все помещения группового блока на центры развития (зоны). В центрах подбирается и размещается материал в соответствии с лексической темой, что позволяет нам закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением.

Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки находятся на уровне роста детей, открыты, на них размещается сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности.

Игры, игрушки, пособия условно можно разделить на три категории:

«сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми);

«вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);

«завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Пространство и оборудование группы безопасны и комфортны, материалы доступны детям и соответствует содержанию программы и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Развивающей предметно-пространственная среда в группе делится на три зоны :

Зона умеренной активности,

Зона средней активности,

Зона повышенной активности.

Границы каждой зоны подвижны, расширяются и трансформируются, что побуждает детей проявлять интерес к занятиям сверстников, присоединяться к их деятельности.

В развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС реализуются пять образовательных областей:

Речевое развитие,

Физическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

Как известно театр начинается с вешалки, а детский сад с раздевалки или приёмной.

Приёмная (раздевалка)

Информирование родителей о жизни ребёнка в группе. Успех коррекционной работы с детьми даст положительный результат, если воспитатель будет действовать согласовано не только с логопедом и специалистами ДОУ, но и с родителями. Решать коррекционные задачи помогает только совместная, слаженная, систематическая деятельность родителей, детей, учителя-логопеда и воспитателей.

Организация обратной связи (воспитатель – учитель-логопед – специалисты – родители; родители – воспитатель – учитель-логопед – специалисты) :

стенд «Для вас, родители» с полезной информацией и рекомендациями для родителей учителя – логопеда и воспитателей;

стенд ПДД;

стенд «Наше творчество»;

Пространство и оборудование группы безопасны и комфортны, материалы доступны детям и соответствует содержанию программы и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Речевое развитие

Речевая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка. Речевая развивающая среда в логопедической группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи. При создании развивающей речевой среды учитываются возрастные особенности и возможности развития высших психических функций и всех сторон речи детей.

Центр «Речевичок»

В центре находятся пособия на развитие фонематического слуха и восприятия; развитие дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; обогащение словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов; наборы и комплекты предметных картинок на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях; игрушки и тренажеры для развития дыхания; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; настольно-печатные дидактически игры, лото, домино: «Звуковые часы». «Угости зверят», «Подбери лепесток», «Веселые звуки», «Подбери и расскажи сказку» и т. д. ; картотека артикуляционных упражнений в картинках и сказках; картотека словесных игр

Центр «Наша библиотека»

В центре размещается детская литература:

русские народные сказки и сказки народов мира,

литературные сказки русских и зарубежных авторов,

произведения русских классиков и современных писателей,

по лексической теме, о природе,

детские энциклопедии разного формата и оформления

книжки – малышки, изготовленные детьми совместно с родителями.

Материалы регулярно меняются, стимулируют развитие социальных интересов и познавательной активности детей.

Познавательное развитие

Центр «Занимательной математики и сенсорного развития»

В данном центре подобраны разнообразные материалы и пособия для формирования элементарных математических представлений о форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени; настольно-печатные; логико-математические; развивающие игры на развитие мелкой моторики :

Игры с цифрами и числами («Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т. д.);

Игры - путешествия во времени «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и т. д.);

Игры на ориентирование в пространстве («Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате» и т. д.);

Игры с геометрическими фигурами («Геометрическая мозаика» «Ассоциации», «Лото», «Подбери по форме» и т. д.);

Игры на логическое мышление («Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», «Ребусы» и т. д.);

Часы «Изучаем время суток», «Ориентировка в пространстве», «Счет до десяти», «Состав числа»;

Шашки;

Коврограф «Ларчик» с приложениями;

Палочки Кюизинера;

Блоки Дьенеша;

«Волшебный мешочек» с мелкими предметами;

Игры ходилки – бродилки;

Мозаики;

Пазлы (разных видов и размеров).

Центр науки и природы

Центр оснащен материалами для осуществления опытно-экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, мерные стаканчики, колбы, лейки, часы, баночки с разными запахами, пищевые красители, пипетки, песочные часы, шпатели, пинцеты и т. д. Халаты, передники, нарукавники. Стол для проведения экспериментов.

В центре науки и природы находятся коллекция тканей различного вида и качества, образцы металла, дерева, пластмассы, цветного песка.

Дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых, экосистема «Аквариум» и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и наблюдений за погодой. Настольно – печатные дидактические игры: «Времена года», «Экология и мы», «Чем питаются лесные животные», «Живая и неживая природа» и т. д.

Социально-коммуникативное развитие

В центре социально-коммуникативного развития создаются условия для развития творческой деятельности детей, фантазии, формирования игровых навыков и умений, дружеского взаимоотношения между детьми. Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр.

Центр сюжетно – ролевой игры

Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф;

Атрибуты для ряженья (шляпы, очки и т. д.);

Предметы – заместители;

Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Строители», «Зоопарк» и др. ;

Набор для кухни: плита, посуда;

Наборы овощей и фруктов;

Куклы – мальчики и куклы – девочки;

Комплекты одежды и принадлежностей для кукол;

Набор «Маленький плотник».

Центр дежурства

Фартуки, колпаки;

Лейки, пульверизатор (для опрыскивания растений);

Лопатки, грабельки, палочки для рыхления почвы;

Тазики, тряпочки, кисточки;

Алгоритм ухода за комнатными растениями;

Алгоритм дежурства по столовой;

Схема сервировки стола.

Центр безопасности

Раскладное полотно с изображением дорог;

Мелкий транспорт;

Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор;

Небольшие игрушки (фигурки людей);

Картотека дидактических игр: «Светофор», «Внимание дорога», «Безопасность» и т. д. ;

Настольно-печатные игры «Противоположности», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», «Умный светофор» и т. д. ;

Иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Как избежать неприятности» и т. д. ;

Лэпбуки «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения».

Центр «Растём патриотами»

В центре содержится материал по ознакомлению с родной деревней, краем, страной, государственной символикой. Визуальные дидактические материалы: плакаты, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города (деревни, края.

Папки с творческими заданиями, стендовый театр по сказке «Про зверей», «Что за прелесть эти коми сказки», рисунки по сказке «Про зеленую голову» и т. д. ;

Мемо «Знай и гордись», краеведческое лото «Пермский край»;

Настольно – печатные дидактические игры: «Коми- пермяцкий орнамент», «Я люблю Кондратово», «Путешествие по Пермскому краю», «Парочки», Разрезные картинки», «Моя Россия», «Символы России» и т. д. ;

Альбомы: «Достопримечательности Пермского края», «Полезные ископаемые Пермского края», «Природные достопримечательности Пермского края», «Города Пермского края» и т. д. ;

Лэпбук «Мой Пермский край»;

Книга на липучках «Моя Россия»;

Альбом «Национальные музыкальные инструменты народов Прикамья»;

Книга театра «Пера и Зарань».

Уголок уединения

Данный центр дает ребёнку возможность расслабиться и устранить беспокойство, отдыха от окружающих, чувство защищённости. Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине. Для этого в рекреации оборудован «тихий уголок» и располагается с центром библиотеки, где ребенок чувствует себя спокойно и уютно.

Оборудование:

Стационарная или переносная ширма;

Стол с сухим песком;

Сухой бассейн;

Магнитофон с записью релаксационной музыки;

Кресла.

Сгладить негативные эмоции помогут пособия:

Коробочка «Спрячь все плохое»,

Стаканчики для крика.

Художественно-эстетическое развитие

Центр «Мы играем в «театр»

В центре представлены различные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр на фланелеграфе, теневой театр, театр «би-ба-бо», театр на ложках, магнитный театр. В центре имеются атрибуты для театрализованных постановок: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей и игровой реквизит. Альбомы «Театр кукол», «Театр оперы и балета», «Театр-театр», «Театр юного зрителя» и т. д.

Музыкальный центр

В центре собраны такие музыкальные инструменты, как: металлофон, дудочки, свистульки, барабан; нетрадиционные музыкальные инструменты; игрушечное пианино, бубен, губная гармошка; в фонотеке магнитофон и аудиокассеты с записью детских песен, музыки М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена, С. Рахманинова и др. Альбомы: «Музыкальные инструменты», «Наши песенки», Сен – Санс «Карнавал животных», «Наши композиторы». Дидактические игры «Лабиринт» и «Наши инструменты».

Центр конструирования

Центр умеренной активности, в котором представлены разные виды и формы конструкторов. Дети могут самостоятельно при реализации своих замыслов использовать схемы и модели построек, мелкие игрушки для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

Материалы для конструирования:

пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей;

строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

коробки большие и маленькие;

схемы построек и алгоритмы их выполнения;

напольный деревянный конструктор;

деревянный конструктор «Развитие»;

макет железной дороги;

транспорт средний, мелкий;

машинки легковые, грузовые;

специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, и т. д.);

сельскохозяйственная техника (трактор, бульдозер и т. д.);

игрушки для обыгрывания;

конструктор «Lеgo», «Duplo»;

игра «Танграм»;

блоки Дьенеша;

материалы для изготовления оригами.

Материалы для ручного труда:

бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.);

вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т. д.);

природные материалы;

инструменты: ножницы с тупыми концами; кисти; клей.

Центр художественного творчества

В центре художественного творчества находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п., обводки, штриховки, схемы оригами.

Рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы – алгоритмы последовательности работы при изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу и алгоритму. Альбомы: декоративно - прикладные росписи, художники иллюстраторы, картины известных художников по временам года, портреты художников. Настольно - печатные дидактические игры: «Декоративно – прикладные росписи», «Определи найди жанр», «Украсим сервиз», «Волшебные рисунки» и т. д.

Физическое развитие

Центр двигательной активности и здоровья

В центре двигательной активности и здоровья находится оборудование и атрибуты для проведения динамических пауз, утренней гимнастики, подвижных игр. Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. Игры и упражнения способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы, развивают равновесие и координацию движений.

В Центре двигательной активности и здоровья находится:

массажные дорожки;

мячики Су –джок;

картотека подвижных игр;

картотека дыхательной гимнастики;

картотека «Физкультминутки»;

картотека комплексы утренней гимнастики;

альбомы «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»;

кольцебросы;

кегли «Попади в мишень»;

балансиры для ног с лабиринтами;

лэпбук «Азбука здоровья»;

настольно – печатные дидактические игры по валеологии;

альбом «Спортсмены Пермского края»;

нетрадиционный спортивный инвентарь.

Заключение

Таким образом, организованная нами предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении для детей с тяжёлыми нарушениями речи создает возможности для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет детям проявлять свои способности в организованной образовательной и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Список литературы:

Комплексная образовательная программа «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н. В. Нищева.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группеРазвивающая предметно-пространственная среда в средней группе Организованная предметно-пространственная среда в группе должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности для его всестороннего.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленностиПредметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленности Предметно-пространственная развивающая среда - это та область, совершенствованию которой нет предела, которая открывает множество возможностей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в моей группе При организации развивающей предметно – пространственной среды я руководствовалась ФГОС ДО, Программой МДОУ. Созданная мною развивающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Опубликовано: 13 июня 2024 в 11:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Колчанова (УИ 2342010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД