Овчинникова Нина
Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Подготовила:
Овчинникова Нина Ивановна
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. Наиболее продуктивное развитие словаря происходит именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей значительно увеличивается словарный запас, происходит освоение смысловой стороны речи. К 3–4 годам уже формируется основная речевая база, активно развивается речевой аппарат, накапливается словарный запас. К 4 годам количество слов в активном словаре достигает 1900.
У ребенка через ознакомление с предметным миром пассивный словарь переходит в активный. Когда ребенка знакомим и закрепляем знания о предметах ближайшего окружения, активный словарь пополняется словами, которые обозначают мебель, одежду, посуду, игрушки и т. д. Так же словарь пополняется, когда вместе с детьми рассматриваются части предметов, похожие предметы, например пальто и шуба, табурет и стул и т. д.). Предметный мир имеет очень большой спектр, это и цветовая гамма, форма и величина предметов, ориентировка в пространстве и во времени, все это способствует расширению словарного запаса младших дошкольников. Следовательно, словарь детей младшего дошкольного возраста активно обогащаются словами, которые обозначают окружающие их предметы.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В силу нагляднодейственного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Активизация словаря ребенка младшего дошкольного возраста во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая играет роль стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, к тому же она обогащает личностное развитие и способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей.
Стоит обратить особое внимание на обогащение развивающей предметно-пространственной среды в центре речевого развития и литературного центра специально подобранными дидактическими играми, а также игровыми пособиями, дидактическим материалом, игровыми заданиями направленных на активизацию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Также не менее важной является организация пространства речевой среды, направленной на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста, решать такие задачи развития словаря детей младшего дошкольного возраста как : формировать умение правильно называть предметы или объекты окружаю-щей действительности; формировать умение точно давать качественную характеристику предмету или объекту; формировать умение называть действия; формировать умение обобщать предметы и объекты, точно их называть.
Помогает и работа с родителями например через семинары : «Активизация словаря в младшем дошкольном возрасте», «Как развивать словарь детей дома».
На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире необходимо увеличивать запас слов, с помощью РППС постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов у детей младшего дошкольного возраста (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные, уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях