Елена Владимировна Куликова
Развиваем умение интонировать (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Я думаю, что вы все согласитесь с тем, что и в повседневной жизни, и на праздниках, и на занятиях мы с особым интересом слушаем того, кто чисто и правильно, легко находит нужные слова для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает, чья речь выразительна.
И с сожалением относимся к тем, кто не может грамотно выразить свои мысли, путается в словах, говорит слишком быстро, невнятно. И вот для того, чтобы было интересно общаться, чтобы быть талантливыми собеседниками, мы начали изучать искусство красноречия.
Красноречие - учения о яркой выразительной речи, которая завораживает слушателя, речи умной и грамотной.
Темочки:
«Красную речь любо слушать» - говорит мудрая русская пословица.
Давайте задумаемся, а для чего нужна человеку речь, и нужно ли учиться выразительной, яркой речи?
Конечно, речь необходима человеку как воздух. С помощью речи люди общаются друг с другом, понимают друг друга, с помощью речи мы получаем знания, выражаем свои чувства. С помощью речи развивается все наше общество.
Еще в глубокой древности, до появление речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.
Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может «рассказать» о многом: хорошо ли выспался? Рад чему-либо Расстроен чем-то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать сердится она или довольна им!
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.
Это побудило меня к поиску таких форм работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые помогли бы им успешно общаться со сверстниками и взрослыми, испытывая эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Мой выбор пал на использование театрализованной деятельности.
Основной причиной выбора данной темы послужило то, что жизнь в поселке скудна на яркие впечатления. На чувства ребенка должны оказывать воздействия не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным: музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках.
Эту форму работы я использую несколько лет. Что меня в ней привлекает? Во-первых, через воплощение дети раскрепощаются в речи, в движениях, голосом и жестами передавая повадки и характер животных. Во-вторых, в песнях, используемых в сказках в их плавном пропевании детям легче автоматизировать поставленные звуки, развить музыкальный слух. И, в-третьих, в театрализации я добиваюсь самой главной цели: развития коммуникативных способностей и интонационной выразительности речи.
Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи. А самое главное помнить, что работа должна осуществляться через перевоплощение в сказочного персонажа, животное. После того, как у детей будут сформированы базовые умения и навыки по использованию основах средств интонационной выразительности, мы переходим к подготовке и показу театрализованному представлению, как итогу своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены по сказкам «Репка», «Теремок на новый лад», инсценировка стихотворения «Спор овощей».
Спектакли были показаны не только в нашем детском саду, но и на празднике, посвященном Дню Защиты детей.
Сейчас уже можно следующие выводы:
• Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения - плавными и согласованными с речью.
• Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней оживали и активизировались.
• Дети поняли, что результат работы зависит, прежде всего, от них самих и поэтому старались мобилизовать все свои возможности.
• Такая форма работы объединяет детей и родителей, и заинтересовывает даже самых равнодушных и безразличных.
• В увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация звуков.
Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности именно в театрализованной деятельности помогает не только изменить негативное отношение к своему речевому дефекту, но и сделать их более уверенными, а главное, эмоциональными.
Речь детей становится более выразительной и в свободной деятельности и на занятиях, а это, безусловно, поможет им в школе.
Родители, видя успехи своих детей, стараются активно участвовать в творческом процессе.
Совместное родителей и детей изготовление русских костюмов, масок исполнение роли героев, создание интерьера, декораций способствует обогащению театрализованной деятельности.
Такой профессиональный подход к обучению повышает авторитет педагога в глазах родителей, и они становятся нашими союзниками в воспитании детей.