Мустакимова Елена
Опыт работы «В театр играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр для ребенка – это самый лучший вид творчества,
который дает комплексное развитие.
А самое главное уверенность в своих силах.
Введение.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Публикация «Опыт работы „В театр играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными.
С целью развития дошкольников с общим недоразвитием речи нами используется театрализованная деятельность, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и творческое воображение, логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Использование театрализованных игр в обучении дошкольников развивает:
• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Актуальность.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Исходя из изученного мною материала, я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. В воспитательно-образовательном процессе с детьми, использую следующие виды театральной деятельности:
• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Цель. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, через использование театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
3. Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
•звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
5. Укреплять веру детей в собственные возможности.
6. Привлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
7. Повысить культурный уровень дошкольников.
Участники:
Дети старшей группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи III уровня.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять понятия «звук», «буква», «гласные»;
- закреплять навыки правильного звукопроизношения;
- активизировать словарный запас;
- учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- совершенствовать умения выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать восприятие окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функции;
- воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга.
Коррекционно – развивающие:
- закреплять понятия «гласный звук», «звук»;
- закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
- выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
Методы и приемы:
-практические:пальчиковая гимнастика «Пальчики-зайчики», физкультминутка;
- наглядные: герои сказки «Теремок», перчатка, схемы, карточки, мешочек;
- словесные: беседа, постановка сказки, объяснение заданий, загадки.
Материалы и оборудование: столы и стулья (по количеству детей +1, герои сказки, буквы, перчатка, символы гласных звуков, дидактические пособия «Домик», предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры «Живые звуки», шапочки на голову с изображением героев, картинки.