Илона Рябова
Развиваем слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Публикация «Развиваем слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет), Рекомендации для родителей» размещена в разделах
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Современные детки не очень усидчивы, и по этой причине им сложно концентрироваться длительное время на одном задании. Это приводит к тому, что ребенок плохо запоминает материал, и такое положение дел через определенный период времени приводит к полному отказу от развивающих занятий. Чтобы избежать таких проблем, выбирайте веселые задания, их ребенку будет легче воспринимать.
Если Ваш ребенок страшный непоседа, тогда периодически читайте ему веселые путаницы — в стихах, загадках, сказках. После прочтения обязательно спрашивайте, что ему показалось странным в услышанном. Если малыш будет слушать внимательно, то сможет объяснить, что именно было не так. Таким простым способом Вы сможете развить внимательность своего чада и точно облегчите процесс обучения в будущем.
Самыми известными путаницами являются произведения К. Чуковского, они легко воспринимаются на слух и запоминаются, таким образом, дают возможность развивать не только слуховое внимание, но и тренировать память ребенка.
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака, и не град,
То посыпался из облака виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые кудрявыми.
Даже мельница и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Предлагаю Вашему вниманию и путаницы других авторов:
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу маячит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привез песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Все расставить по местам!
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
Когда ребенок научится объяснять несоответствие в стихотворных текстах, можно немного усложнить задачу и предложить тексты прозаические, например, такие:
• Как прекрасно подышать свежим морозным воздухом жарким летним днем! Не правда ли, девочки и мальчики? Только представьте ребята, как в жаркий знойный день вы выходите на улицу и полной грудью вдыхаете прохладные, охлаждающие все тело, потоки ледяного воздуха. И самое приятное, что чем больше вы находитесь на солнышке, тем холоднее вас становится. А с вами такое было? Вы тоже в знойные дни выходите погреться на солнышке, чтобы охладиться?
• Главное правило дня для всех детей — спать ложиться надо после 12 ночи, ведь только так вы будете здоровы. Например, я, всегда ложусь спать поздно, и мама этому очень рада. Более того, она позволяет мне перед сном сидеть за компьютером, и дает кушать много сладостей. Она вообще считает, что чем меньше я сплю, тем лучше для меня. Правдива эта информация?
• Сегодня утром я вышел на улицу и застал там привычную картину — огромная мышь гонялась по двору за нашим домашним котом. Они весело играли вместе. Не правда ли, смешно? А все потому, что природа сделала мышей бесстрашными, они не боятся ни котов, ни людей, и даже перестали обустраивать свои норки под землей. Что касается котов, то они считают мышек своими сородичами, и поэтому не хотят им вредить. А у вас кот с мышами также дружит?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Суть таких заданий — научить ребенка воспринимать информацию на слух. Просто выразительно читайте стихотворения или тексты, а затем просите объяснить, что именно не так. Причем, предлагайте ребенку формулировать свой ответ полно, чтобы попутно развивать его умение строить предложения.
Еще одним хорошим средством развития слухового внимания являются загадки - путаницы для детей с ответами, например, такие:
На обед сыночку Ване
Мама варит суп в (не в стакане, а в кастрюле)
Говорит нам папа басом:
«Я люблю конфеты с (не с мясом, а с орехом или джемом)
Просит бабушка Аркашу
Из редиски скушать (не кашу, а салат)
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в (не кастрюлю, а в чашку)
И в Воронеже, и в Туле,
Дети ночью спят на (не на стуле, а на кровати)
Подобрать себе я смог
пару варежек для (не для ног, а для рук)
Во дворе трещит мороз — шапку ты одень на (не на нос, а на голову)
На дорогах стало суше — у меня сухие (не уши, а ноги)
День рожденья на носу — испекли мы (не колбасу, а торт)
Вся хрипит, чихает Лада:
Съела много (не шоколада, а мороженого)
В ползунках всегда одет
Спит в саду с пустышкой (не дед, а братик)
Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят (не мамы, а папы)
И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет (не мама, а дочка)
Куклам платьица, штанишки
Любят шить всегда (не мальчишки, а девчонки)
Черный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет (не врач, а трубочист)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный (не водолаз, а учитель)
Холоднющее местечко
В доме нашем — это (не печка, а холодильник)
Ни к чему весь этот спор — резать ткань бери (не топор, а ножницы)
Чтобы погладить майку, трусы,
мама включает в розетку (не часы, а утюг)
Он — надежная охрана,
Дверь не может быть без (не без крана, а без замка)
Короли все на портретах
Нарисованы в (не в беретах, а в коронах)
Моим сестричкам маленьким
Купили к лету (не валенки, а босоножки)
Наберем цветов охапку
И сплетем сейчас мы (не шапку, а венок)
На базар идут старушки
Покупать себе (не игрушки, а продукты)
Хоккеистов слышен плач
Пропустил вратарь их (не мяч, а шайбу)
С каждым днем к нам лето ближе,
Скоро встанем все на (не на лыжи, а на скейты или ролики)
Надеюсь эти рекомендации помогут Вам интересно и с пользой провести время с ребёнком.