Оксана Щеглова
Развиваем речь дошкольников в театрализованной деятельности (пальчиковый театр)
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Публикация «Развиваем речь дошкольников в театрализованной деятельности (пальчиковый театр)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей одновременно, способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решения задач по формированию связной речи должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей с системным речевым недоразвитием.
В настоящее время все больше и больше встречается дошкольников с нарушением связной речи. Дети не способны составить рассказ по описанию и представлению, с трудом может выразить свою мысль, не правильно формирует предложения. Все это затрудняет общение детей между собой и взрослыми, вследствие чего ребенок может замкнуться в себе и выработать речевой негативизм. Как же этого избежать?
Существует много способов развить связную речь дошкольника : чтение художественной литературы, можно обучить ребенка составлять описательные и повествовательные рассказы, пересказывать с ним ту или иную сказку. Но мы в этой статье остановились на другом методе. Мы выбрали пальчиковый театр как средство развития связной речи.
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:
• Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики.
• Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
• Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр. Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
• В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
• Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей. В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Цель методических рекомендаций: оказание помощи логопедам в повышении эффективности работы по формированию связной монологической речи детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра.
Вследствие этого было решено провести эксперимент. Этот эксперимент был проведен в группе детей, количество которой не превышало 10 человек. Для этого мы взяли экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной, собственно, мы внедрили пальчиковый театр, как средство развития связной речи, а для контрольной группы оставили традиционные методики.
Перед проведением эксперимента каждый ребенок был продиагностирован и данные зафиксированы в таблицы для удобного сравнения результатов.
В течение трех месяцев нами была апробирована данная методика, которая показала высокие результаты в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III) экспериментальной группы. В контрольной группе, где были внедрены традиционные методики, результаты существенно отличались от результатов экспериментальной группы.
Таким образом, данный эксперимент доказывает, что при развитии связной речи использование пальчикового театра значительно увеличивает шансы более быстрого решения данной проблемы.