Папки-передвижки

Развиваем речь средствами театральной деятельности

Елена Чистикина
Развиваем речь средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры».

Уильям Шекспир

Цель:

развитие монологической и диалогической речи детей через театрализованную деятельность.

Занятия с использованием элементов театрализации будут способствовать совершенствованию речевого аппарата, воспитывать звуковую культуру речи, её интонационный строй, формированию у детей коммуникационных способностей, формированию общеречевых навыков: мимики, жестов, эмоций,а так же развитию творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности детей.

Публикация «Развиваем речь средствами театральной деятельности» размещена в разделах

Дыхательная и речевая гимнастика поможет детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное и чё ткое произношение: дыхание, артикуляцию.

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

— во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Развитие речевого слуха

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Взрослый сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетание с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться ( например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

«Запомни слова»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Взрослый называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

«Назови звук»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Взрослый: я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например, “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом,взрослый сам называет звук, а дети повторяют.

Развитие фонематического слуха

«Телеграф»

Цель : Обучение слоговому анализу слов.

Взрослый говорит: «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а ты будешь по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова взрослый произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками.

Сначала ребенку дают двухсложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать).

Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (МА – ШИ – НА, СТОЛ, ДВЕРЬ). Только после такой предварительной работы можно дать ребенку самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.

Развитие мелкой моторики рук

«Золушка». Смешайте фасоль и горох и предложите ребенку рассортировать их. Чтобы было интересней, можно устроить соревнование, взяв в игру папу или старшую сестру.

«Повтори за мной движение». Взрослый делает из пальцев фигуру, предлагая малышу повторить ее. Взрослому лучше сесть рядом с ребенком, а не напротив него. Так как отзеркаливание комбинации усложнит задачу.

«Повтори узор». Разноцветные пуговицы различного размера родитель выкладывает в узор, предлагая сыну или дочери повторить. Затем ребенок придумывает узор, а взрослый повторяет. Помимо мелкой моторики это незатейливое занятие развивает зрительную память, способствует формированию речи и креативность мышления.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

«Кто дальше загонит мяч».

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Чья фигурка дальше улетит?»

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

«Недовольная лошадка»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,

— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Развитие речевого дыхания

«Придумай фразу»

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка,взрослый придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов, затем предлагает ребенку дополнить его фразу одним новым словом. По очереди с ребенком удлиняете фразу еще на одно слово.

Например, . взрослый говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. . Взрослый повторяет предложение: Таня играет на улице и добавляет - в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда ребенок овладевает правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Развития артикуляционной моторики

Некоторые дошкольники страдают нарушениями речи, что часто становится поводом для насмешек других детей. Для правильной постановки звуков необходимо развивать артикуляцию. Игры на развитие артикуляционной моторики отлично помогут в этом.

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются верхней губы

«Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Игры с шариком на веревке»

(веревка длиной 60 см продета сквозь шарик диаметром 60 см и завязана узлом).

Продвигать шарик языком вверх по веревке.

Сделав язык «чашечкой» стараться поймать шарик, который висит на веревке перед лицом ;

Взять шарик в рот, и держа за веревочку рассказывать скороговорки;

«Упражнения с водой»

Язык в форме «ковшика», удерживает воду несколько секунд;

Язык в форме «ковшика» с водой перемещается вдоль линии губ слева направо и обратно;

Язык в форме «ковшика» с водой перемещается вперед-назад, стараясь не расплескать жидкость.

Развитие выразительности речи

1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Ребенок должен повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что он доволен, рад; что он недоволен, его это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

2. Цель:. учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Формирование правильного звукопроизношения

«Делай, как я»

Цель: автоматизация звука л, ль во фразах.

Описание игры.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру, для этого нужно повторять за ним действия и фразы, при этом чётко выделять голосом звуки л,ль.

Взрослый: Я сел (а) мы сели

Ребенок : И я сел (а)

Взрослый: Я топнул (а) мы топнули и т. п.

Ребенок: И я топнул (а)

Предлагаемые слова – действия для проговаривания: хлопнула, упала, устала, бежала, взяла, увидела, встала, гладила и т. д.

Для отработки твердого звука л игра проводится индивидуально, если с мальчиком- звук л в конце слова (хлопнул, упал, устал, бежал, взял, увидел, встал и т. д.) если с девочкой- отработка слога ла (хлопнула, упала, устала, бежала взяла, увидела, встала и т. д.)

Сказка «Теремок»

Цель: Автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Вспомните сказку «Теремок». Желательно взять книжку с иллюстрациями и разыграть сюжет. Первой подбегает мышка-норушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остается в нем жить. Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечает мышка-норушка: «Я мышка-норушка, а ты кто?»«Я лягушка-квакушка». — «Иди ко мне жить». Бежит зайка-трусишка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?»«Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?»«Я зайка-трусишка»,— «Иди к нам жить».Бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечают: «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, а ты кто?»«Я лисичка-сестричка». — «Иди к нам жить».Появляется медведь, подходит к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, я лисичка-сестричка, а ты кто?» — «Я медведь, всех вас давишь». При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются в разные стороны. На этом игра кончается.

Актерские методы

Воспользуйтесь старыми методами тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.

Публикации по теме:

Развиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапииРазвиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапии Развиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапии Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный.

Играем в театр — развиваем речь «Волшебный край!» - так назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. чувства великого поэта разделяют и взрослые и дети, соприкоснувшиеся.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь» Как же связаны речь, мышление и мелкая моторика у ребенка? В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Консультация для воспитателей — формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 летЛэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде.

Развиваем речь, играя В последние годы, к сожалению, наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей плохо развита связная монологическая.

Развиваем речь, играя Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются.

Развиваем речь-развиваем интеллект (для детей старшегo дoшкoльнoгo вoзраста) Сила рoднoгo языка как фактoра, развивающегo интеллект вoспитывающегo эмoции и вoлю, заключена в егo прирoде - в свoйстве служить средствoм.

Играем пальчиками-развиваем речь Играем пальчиками – развиваем речь. Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем речь средствами театральной деятельности
Опубликовано: 3 февраля 2017 в 13:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развиваем речь средствами театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чистикина (УИ 1042778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД