Светлана Бадмаева
Развитие творчества у детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр
Введение
В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Иоганн Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хейзинга называет современного человека «хомо люденс» — «человек играющий».
Публикация «Развитие творчества у детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр» размещена в разделах
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.
Подвижная игра является важным воспитательным институтом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Она развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Полольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя.
Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность
Подвижные игры являются эффективным средством развития творчества дошкольников.
Е. А. Покровский обратился к подвижным играм как лучшему источнику наиболее естественных и понятных для детей игр. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ум.
П. Ф. Лесгафт во второй половине Х1Х в. создал научно-обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенный средств физического образования и воспитания. В его системе физического образования подвижные игры заняли видное место.
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Большой вклад в разработку вопросов методики физического воспитания дошкольников внесли И. Б. Зинькович, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, И. М. Коротков, С. Я. Лайзане, Т. И. Осокина, Л. И. Пензулаева и др. Накоплен достаточный опыт оп содержанию и организации занятий дошкольников физической культурой, развитию основных физических качеств дошкольников.
Однако проблема развития у детей старшего дошкольного возраста творчества посредством подвижных игр еще недостаточно разработана.
Цель данного исследования – изучение особенностей воспитания у детей старшего дошкольного возраста творчества в подвижных играх
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности развития творчества у дошкольников;
2. Определить роль подвижных игр в развитии творчества у дошкольников
1 ЧАСТЬ. РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.3 Игра как средство развития творчества у дошкольников
Творчество изучается многими науками: философией, историей, логикой, психологией, педагогикой, искусствоведением. В исследованиях природы творчества существует несколько различных трактовок.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний [9,13].
В. И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс :
- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
- наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
- новизна и оригинальность процесса или результата.
В российской психологической науке основные направления изучения творчества были заложены Л. С. Выготским и развиты в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко [9,19].
Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.
Одним из важнейших средств развития творчества в дошкольном возрасте является игра. Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
1.2. Роль подвижных игр в развитии творчества у дошкольников
Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.
Глубокий смысл подвижной игры — в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только культурная ценность, но и создатель культурных ценностей. Причем культуры разных народов отражают сходство и неистощимое многообразие. Подвижная игра является важным воспитательным институтом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Она развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь.
Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.
Игровая деятельность ребенка имеет два источника — объективный и субъективный:
1)объективно игра моделирует жизненную ситуацию;
2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность.
Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости. Он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа человеческого достоинства.
Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий.
У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изображении которого он вживается в образ. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие. Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески изобразить в своём воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.
Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.
Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом».
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.
2 ЧАСТЬ. Практическая. Конспект подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса»
Время и место проведения. В первую половину дневной прогулки на участке группы.
Подготовка к игре — вместе с детьми подготовить площадку;
— до начала игры загадать детям загадку про лису, показать картинку с лисой, напомнить детям, что лиса живет в лесу, это очень хитрое и ловкое животное
Программное содержание:
1. Закрепить умения бегать с увертыванием.
2. Совершенствовать скоростно – силовые способности, быстроту реакции.
3. Воспитывать выдержку и терпение.
Организация и сбор детей :
1. Собрать всех детей и загадать загадку, затем показать картинку с изображением лисы.
— Дети, отгадайте загадку:
Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережё т:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
— Правильно, это лиса! Посмотрите, лиса рыжая, пушистая и очень красивая. А что можно ещё сказать о лисе, какая она? (хитрая, ловкая, быстрая).
— Где живет лиса? Как называется её домик?
— Правильно! Сегодня мы с вами поиграем в новую подвижную игру, которая называется «Хитрая лиса».
Объяснение правила игры.
Послушайте правила игры. Вы сейчас все станете в круг, очень близко не вставайте друг с другом, по моему сигналу закроете глаза, а я буду обходить круг и выбирать водящего - «хитрую лису».Тот до кого я дотронулась будет водящем – хитрой лисой, только он не должен никому об этом говорить. По моему сигналу все откроют глаза и спросят: «Хитрая лиса, ты где?» 3 раза вы должны спросить об этом лису. После третьего раза, водящий – хитрая лиса, выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!». Все остальные должны разбежаться по площадке, а лиса будет ловить вас, дотрагиваться рукой. Кого поймает лиса, того отведет в свой домик, в нору. Нора лисы, на другом конце площадке, там где лежит обруч.
Как только вы услышите мои слова: «В круг», вы должны встать в круг.
Закрепление правил — Как вы должны встать в начале игры?
— Сколько раз надо спросить: «Хитрая лиса, ты где?
— Как лиса должна ловить детей?
— Куда лиса будет отводить, тех кого поймает?
— На какие слова вы должны встать в круг?
Руководство ходом игры 1. После того, как лиса поймает 2-3 детей и отведет в свой домик, игра останавливается, дети снова встают в круг.
2. Повторить игру 4 -5 раза.
3. После каждого повтора, выбирается новая лиса.
4. Указание: слушать внимательно сигналы воспитателя, лисе не выдавать себя раньше времени.
5. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису.
Подведение итогов. Все ребята хорошо играли, были ловкими, быстрыми, внимательными, молодцы! Но самой хитрой лисой были (имена детей, самыми ловкими были (имена детей).
Варианты игры:
1. Выбрать двух лисиц.
2. Выбирать может кто-то из детей.
Заключение.
В процессе данного работы была отмечена необходимость формирования творчества дошкольников в процессе использования подвижных игр с целью воспитания стойкого положительного интереса к занятиям физической культурой.
В первой теоретической части были раскрыты такие понятия как: Игра как средство развития творчества у дошкольников и роль подвижных игр в развитии творчества у дошкольников.
Как показало исследование, среди большого разнообразия средств физического воспитания игре принадлежит особое место. Ее значение выходит за рамки тех понятий, с которыми мы обычно подходим к оценке всех других средств физического воспитания. Традиционная подвижная игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.
Во второй практической части была представлен конспект подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса»
Формы проявления подвижной игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.
Список использованной литературы
1. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М., 2002
2. Решетников Н. В. «Физическая культура» - М. «Просвещение» 2000 г.
3. Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду»- Мазаика-Синтез,2012г.
4. электронный ресурс https://www.ignom.ru/books/phizicheskoe_ vospitaniye/p32.html
5. электронный ресурс. Конспект проведения подвижной игры в старшей группе