Галина Драевич
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативности - важное условие нормального
психологического развития ребенка.
А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстниками. Всё больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
Трудности в общении вызваны недостаточным развитием у ребёнка игровых умений и навыков;
Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.)
отсутствием умения управлять своим
поведением;
наличием отрицательных мотивов
общения (преобладанием у ребёнка
эгоистических мотивов, стремления
к абсолютному самоутверждению).
Формирование социально-коммуникативных навыков -
это процесс, связанный с :отработкой языковых навыков, речевых умений
форм специально усвоенного поведения
Диалоговые, коммуникативные навыки :
вербальные (умение вести диалог,
умение выслушать другого, участвовать в обсуждении, выполнять словесные
инструкции, последовательно
выражать свои мысли)
невербальные (умение использовать при разговоре жесты, мимику)
Особенности коммуникативных способностей
ребёнка старшего дошкольного возраста
Дошкольник часто общается со взрослым ситуативно:
в одной ситуации – это один ребёнок и одни формы поведения, в другой – тот же ребёнок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает.
Несмотря на ситуативность, у ребёнка-дошкольника вырабатывается определённый стиль поведения с разными взрослыми. Общение, постепенно, начинает носить деловой (содержательный) характер.
Социально-коммуникативное
развитие дошкольников происходит через ИГРУ, как ведущую детскую деятельность
Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребёнка. Игра даёт возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
активно вступать в диалог, задавать вопросы,
слушать и понимать речь,
строить общение с учётом ситуации,
легко входить в контакт,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета,
регулировать своё поведение в
соответствии с нормами и правилами.
Во время игры происходит социальное,
эмоциональное и психическое становление
ребёнка.
Подвижная игра – как фактор развития диалога
В подвижных играх происходит обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Общие интересы, цели, задания способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития.
Театрализованные игры развивают у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Сюжетно - ролевые игры направлены на обогащение их бытового опыта
Сюжетно-ролевые игры помогают :
обучать детей формированию
диалоговой речи как средству коммуникации
формировать культуру общения,
обучать слушать и слышать собеседника,
поддерживать тему разговораучить рассуждать, выражать свои чувства;
формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и взрослыми;
воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность в общении;
обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребёнка и подготовки его к жизни.
расширять общий кругозор детей
Игры - инсценировки
-помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях.
-развивают коммуникативные навыки детей.
Игры коммуникативной направленности
-развивают способности воспринимать и использовать вербальные и невербальные средства общения
-формируют развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов,
-обеспечивают психологическое здоровье ребёнка,
-развивают навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, умения быть коммуникабельными, открытыми для новых контактов. Условия для коммуникативных игр
рефлексивный характер игровой деятельности,
коллективный характер на основе добровольного участия, отсутствие соревновательного начала в играх.