Полина Айдиева
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников- экспериментирование.
Публикация «Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Работа по программе «Детство» и понимая значимость экспериментирования в развитии интеллектуальных способностей ребенка, стремились создать в группе условия для исследовательской активности детей. Эту работу мы начинали с построения развивающей среды, подборки литературы по данной теме. Для развития познавательной активности детей и поддержание интереса и экспериментальной деятельности выделили в группе место под Уголок экспериментирования распределили по разделам: «Песок и почва», «Воздух и вода», «Магниты», «Бумага» и другие, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Совместно с детьми выбирали правила работы с различными материалами. Так же вместе с детьми были подготовлены карточки – схемы с изображением предложенных опытов.
Результаты проведенных исследований фиксировали в специальных альбомах и индивидуальных дневниках наблюдений.
Вся работа организовалась по трем темам:
1. Живая природа.
2. Неживая природа.
3. Рукотворный мир.
Работа по данным темам осуществлялась на основе разработанного перспективного плана с учетом сезонных изменений.
Первые эксперименты проводились в специализированной деятельности. Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений детей предлагали опыты с измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др., что позволяло самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности. Так же очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования – при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при проведении итогов и словесном отчете об уведенном. При проведении с детьми опытов о выявлении свойств предмета, использовали модели, схемы, с помощью которых дети называли предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия. И сделали для себя вывод, что использование таких схем заметно облегчает дошкольникам овладением связной речи.
Для определения факторов внешней среды необходимых для роста и развития растений провели с детьми ряд таких опытов, как «На свету и в темноте», «С водой и без воды», «В холоде и в тепле». Результаты опытов позволили детям определить факторы необходимые для жизни растений.
Так же при совместной работе детям предлагалась проблемные ситуации для организации экспериментирования «Как и почему льется вода», «Волшебный гвоздик» и др. после каждой игры у детей возникало много вопросов, в основе которых лежал познавательный мотив. Их, например, интересовало, от чего бывает ветер; с помощью чего издается звук и многое другое. Мы не всегда торопились с ответом, а способствовали тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Предполагали обращаться за помощью к детским энциклопедиям или предлагали узнать у родителей, а затем рассказать всем детям. С проведением каждого опыта у детей развивался собственный познавательный опыт. Это стало проявляться в самостоятельной деятельности детей в уголке экспериментирования, при проведении таких опытов, как пускание мыльных пузырей, фокусы с магнитом, игры с водой.
Для самостоятельной деятельности детей так же предлагалась экспериментальные игры: «Тонет – не тонет», «Сделаем раствор», «Волшебные краски» и другие.
Работа в уголке экспериментирования находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, например, после проведения экспериментов со звуком мы создали с детьми в группе свои музыкальные инструменты из бросового материала (пробки, пуговицы, монетки и др.)
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Поэтому эксперименты планировали не только на занятиях, но и в совместной деятельности.
При ознакомлении детей в совместной деятельности с неживой природой, используя беседы, рассказы, иллюстрации столкнулись со сложностями условия детьми занятий. Так, например, познакомив детей со свойствами воздуха и проверив, через несколько дней усвоение знаний, выяснила, что дети не смогли ответить на вопросы: «Как можно обнаружить воздух? Где он находится». После беседы с детьми, предложила им самостоятельно обнаружить воздух в окружающей среде, предметах, на примере таких опытов как «Живая змейка», «Есть ли воздух в воде, губке». Дети находили сами ответы на свои вопросы, отвечая, что «змейка двигается», а «из губки идут пузырки». Проанализировав результаты проведенной работы, сделала вывод, что интерес у детей стал более устойчивым, длительным, каждый пытался добиться поставленной перед собой цели. Знания приобрели прочный характер.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводились консультации, были предложены папки- передвижки (Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментированию», «Проведение экспериментов летом», «Занимательные опыты»). Предлагали заполнить анкеты, цель которых была выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. Родители принимали активное участие в создании экспериментирования, помогали в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствовали удовлетворению в домашних условиях. Так же оформлялись тематические выставки «Природа и фантазия» (творческие работы детей, совместно с родителями). Для воспитателей были оформлены консультации: «Влияние экспериментальной деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников», «Организация работы в уголке экспериментирования в старших группах». Сделана подборка познавательных занятий с элементами экспериментирования.