Гаяне Мартиросян
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Основные задачи развития речи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, звуковой культуры речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь — один из мощнейших факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой собственный опыт согласовывают действия
Развитие речи оказывает влияние на формирование личности, волевые качества, характер, убеждения. Речь человека и ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Основными задачами первых лет жизни ребенка являются: способность говорить, понимать сказанное собой и другими людьми
Основной пусковой момент речи — ОБЩЕНИЕ.
Методы работы по стимулированию у детей активной речи
1. Наглядные методы:
-наблюдения в природе;
-экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;
-рассматривание игрушек, предметов ;
-изобразительная наглядность.
2. Практические методы:
- занятия по продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование);
-дидактические игры;
-дидактические упражнения;
-хороводные игры;
-игры-драматизации;
-инсценировки;
-игры с правилами.
3. Словесные методы:
-чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
-чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности
Для стимуляции развития речи детей можно использовать следующие приё мы:
1. Провокация или искусственное непонимание ребенка
2. Распространение
3. Выбор
В работе над развитием речи детей поможет стимуляция щёк и губ детей, которую можно производить в игровой форме, с помощью упражнений.
Упражнение для губ.
Улыбка-Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Хоботок (Трубочка)-Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Заборчик-Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Бублик (Рупор)-Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
Упражнения для щек.
Шарик лопнул — надуваем щеки, держим на счет до 10, выпускаем воздух из щек
Сытый хомяк — щеки надуты
Голодный хомяк — щеки втянуты во внутрь
Щеки догоняют друг друга — надуваем их по очереди
Орешки (футбол) — языком катаем по одной щеке изнутри, затем по другой, можно положить за щеку ириску или леденец и пусть малыш его перекатывает.
Пассивная стимуляция губ
1. «Пальцевый дождик» - постукивание подушечками пальцев по губам.
2. «Клоунская улыбка» - растяжка губ с фиксацией в уголках рта.
3. «Кривые рожицы» - ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.
4. «Дракоша» - удерживание оскала верхних и нижних зубов.
5. «Птичка» - верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.
Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо :
-обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста;
-постепенно расширять и обновлять их социальные связи;
-предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи;
-использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста;
-использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.