Ольга Родионова
Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрос-лых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего раз-вития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает поло-жительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сде-лать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможно-стей
каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формиро-ванию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания му-зыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репер-туара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной дея-тельности и др.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от при-роды;
учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на
основе различных природных задатков формировать специальные музы-кальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У
некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ла-довое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетель-ствует о
музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мело-дию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкаль-ном
инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти
годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает му-зыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более
отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в кото-ром
растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музы-кальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получа-ющих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музы-кальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения орга-низма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каж-дого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специ-алистов в
области исследования проблем музыкальности, само по себе является аб-сурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ре-бенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает зна-чительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых кра-сок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, та-инственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились раз-личать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – одно из свойств данное природой человеку.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музы-кальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкаль-ном творчестве.
Эти, как их принято называть, специальные или основные способно-сти
включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти спо-собности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблю-дается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творче-ством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ре-бенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Рассмотрим подробнее методические приемы развития звуковысот-ного слуха у детей дошкольного возраста.
Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Тихий и громкий, высокий и низкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если вни-мательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата различными интонационными оборотами. Благодаря им, наша речь становится более красочной и выразительной.
Чтобы раскрыть детям эту тайну звука, поиграйте с ними в игру-диалог. Представьте себе, что встретились два человека, один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отве-чать ему тоненько и нежно.
– Где ты живешь? – прогремел великан.
– В цветке ландыша, – нежно зазвенело в ответ.
– С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.
– С Дюймовочкой.
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко, нежно. Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более вы-сокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свой-стве звука.
Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального. Прочтите с детьми сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы
ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими:
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Ксюша. Как-то подарили ей
пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по кла-вишам, перепугала даже кошку Мурку.
Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша, и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: «бум-бум!»
Обернулась Ксюша, услышав шум.
Видит – пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой – клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое фортепиано
Проглотит девочку Оксану.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилось:
«Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!» –
Ксюше она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет –
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее –
Звуки все выше, нежнее.
В пианино заглянула Ксюша,
Так и ахнула:
К каждой клавише молоточек приделан,
А сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и стройный,
А чем толще, длиннее струна –
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает –
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Оксана,
«Совсем нестрашное фортепиано.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. (Е. Королева)
Можно также прочитать стихотворение:
У рояля много клавиш!
Ты их всех звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Н. Кончаловская.
Музыкальные дидактические игры для развития звуковысотно-го слуха :
Музыкальное лото
Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан, кружочки-ноты.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на металлофоне, ксилофоне или синтезаторе вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Ступеньки
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губ-ная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по сту-пенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следу-ющий ребенок действует другой игрушкой.
Угадай колокольчик
Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый, которые со-ответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим ко-локольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Повтори звуки (Бубенчик)
Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; ма-ленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по од-ному) или кружочки любого цвета; металлофон.
Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубен-чика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : «дан-дан-дан». Зеленый бубенчик звенит не-много выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назо-вем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточ-ке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а так-же в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на метал-лофоне).
Вариант беседы (вариант игры).
Ход. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили-были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел пе-сенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был по-толще, пониже, чем у его братьев. «Дон-дон» – грозно звучала его песен-ка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик, бу-бенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно пока-жите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках. (Используется фланелеграф, на котором прикреплены три линеечки, бубенчики распола-гаются на этих линейках).
Список литературы:
1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспита-ние, 1994 год, №6, стр. 89.
2. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий, До-школьное воспитание, 1980 год, № 5.
3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль
«Академия развития», 1997 год.
4. Радынова О. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания.
Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30.
5. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми. Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.
6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспита-ние,
1992 год, стр. 39.
7. https://olga190780.narod.ru/index/0-22