Светлана Кива
Слушание музыки, как средство развития музыкального слуха детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кива С. А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 34
Слова иногда нуждаются в музыке,
но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Слушание музыки как средство развития музыкального слуха
детей дошкольного возраста.
Публикация «Слушание музыки, как средство развития музыкального слуха детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Хоть раз в своей жизни любой человек слышал журчание ручейка, шум весеннего дождя, шелест листвы - не напоминает вам мелодичную музыку? Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. Нас повсюду окружает музыка.
Важная роль для развития музыкального слуха ребёнка, является слушание музыки. Знакомство детей с музыкой, не только прививает культуру восприятия, но и тренирует внимание, обогащает образное мышление ребенка.
Музыка является важной функцией, которая эмоционально развивает детей. Слушая музыку мы не только развиваем музыкальность ребёнка, но и помогаем нравственному становлению личности.
Музыка является «языком чувств» и дает несравнимые возможности для развития эмоциональных переживаний детей. задача педагога, научить ребёнка слушать музыку.
Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».
Слушание музыки является одним из уникальных видов музыкальной деятельности. Уникальность этого вида деятельности в том, что оно обеспечивает музыкальное и общее психическое развитие ребенка. Так как музыка отражает мир во всем его многообразии, ребенок, воспринимая музыку, познает мир.
Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд».
Музыкальное восприятие - это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности. Ученые выделелили пять структурных компонентов музыкального восприятия :
· эмоциональная отзывчивость на музыку
· музыкальный слух
· мышление
· память
· способность к творчеству
Все они наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время эмоции, мышление и другие компоненты входят в понятие музыкального восприятия как необходимые составные части.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально-образовательной деятельности.
Педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект - художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение). Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов
Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие музыки развивается в дошкольном возрасте и занимает главное место в музыкальном развитии и воспитании детей. Для достижения высокого уровня музыкального развития необходимо с самого раннего возраста создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Необходимо закладывать с раннего детства отношение к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н. Рыленков
И в заключении можно сказать, что слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания. Музыка является основой личностного становления ребенка. Можно определить потенциальные возможности музыкального искусства как педагогического фактора формирования музыкального восприятия. В ходе исследования было доказано, что слушание музыки будет способствовать развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста при выполнении следующих условий:
– поддержка эмоционального отклика на музыку, формирование потребности в слушании музыки, увеличение запаса музыкальных впечатлений.