Получи документы

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Анна Бабич
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Продолжение Методическая разработка Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Игры на формирование речевого слуха

1. «Что за гость?»

Цель:

Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их со звучащими предметами.

Учить звукоподражанию.

Оборудование:

Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушки и т. д.)

Публикация «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры:

Участниками являются 2 взрослых (один держит игрушку и подает сигнал). Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Звучит «Мяу!» Педагог прислушивается и обращает на звук внимание детей. Спрашивает, «Кто это может быть?» Дети отвечают. Педагог показывает кошку, вместе с детьми проговаривает, как мяукает кошка и т. д. со всеми животными, которые пришли в гости. Их не должно быть много, чтобы не был потерян интерес к игре.

2. «Кто в теремочке живет?»

Цель:

Развивать интерес к речевым звукам,

Развивать звукоподражание,

Способствовать положительному эмоциональному настрою

Оборудование:

Ширма,

Игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).

Ход игры:

Педагог показывает домик, ставит его за ширму и говорит, что этот домик для зверей и птиц. В нем живут (перечисляет, одновременно действуя с игрушкой и подражая ее звуку). Затем животные и птицы по одному появляются из домика, а дети вместе с педагогом произносят звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ква-ква» и т. д.

В конце игры необходимо предложить детям потрогать игрушки, погладить их.

3. «Что у меня?»

Цель:

Различать слова, резко отличающиеся по звуковому составу,

Продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Карточки с изображением 3 предметов, название которых резко различно по звуковому составу (мак, шапка, собака, кошка, петух).

Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

Ход игры:

Проводится индивидуально или микро группами по 2-3 ребенка. Педагог сидит напротив ребенка (детей, предлагает отгадать, какие карточки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по возможности повторяет слово.

При повторном варианте педагог закрывает нижнюю часть лица (рот) экраном, чтобы ребенок не видел, какое слово называет педагог.

4. «Лото – парная картинка»

Цель:

Продолжать различать близкие по звучанию слова.

Развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Карточки с изображением трех предметов, названия которых близки по фонематическому составу. Перечень карточек : первая группа карточек - ком, сом, дом;, вторая группа карточек - ворота, ворона, корова, третья группа карточек - кошка, мошка, ложка.

Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

Ход игры:

Игру можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Надо быть уверенной в том, что дети знают все предметы, изображенные на карточках и их названия. Поэтому играем вначале по образцу: педагог называет карточку и показывает ее. Дети поднимают те же карточки, по возможности называя слова. Затем педагог называет карточку, дети самостоятельно отыскивают у себя нужную карточку и показывают ее.

5. «Угадай по голосу»

Цель:

Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса.

Пытаться различать голоса детей из группы.

Способствовать развитию слухового внимания.

Ход игры:

Педагог приглашает детей поиграть. Задействованы, могут быть как все дети, так и подгруппа детей. Один ребенок (водящий по желанию) садится на стульчик спиной к детям, внимательно слушает и узнает по голосу того ребенка, который позвал его по имени. Затем дети меняются и узнают голоса других. Если ребенок не может (пока еще) произносить имена, можно упростить игру на произнесение односложных слов подражаний, например кошечке мяу-мяу, собачке гав-гав и тд.

6. «День рождения».

Цель:

Учить детей на слух воспринимать слова с различным фонематическим составом.

Развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Картинки с изображением игрушек.

Ход игры:

Игру можно проводить индивидуально или подгруппами.

Педагог сообщает детям о том, что у одного из детей сегодня день рождения. Ему есть подарки. Они находятся в конверте. Но педагог не знает, какие они. Чтобы получить подарок, нужно попытаться повторить название картинки. Примерный перечень карточек : (кукла, машина, пирамидка, барабан, кубики и т. д.)

Если ребенок не может произнести слово самостоятельно, можно попытаться произнести слово совместно с педагогом, либо выбрать карточку с эти названием из нескольких предложенных.

7. «Кто в домике живет?»

Цель:

Учить воспринимать слова с близким звуковым составом.

Продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование:

Домик,

Различные игрушки (мышка – мишка, мартышка – матрешка, петрушка – неваляшка).

Ход игры:

Желательно проводить индивидуально.

Ребенок сидит напротив педагога. Педагог сообщает ребенку о том, что в домике кто-то живет. Я назову кто, а ты попробуй повторить. Если ребенок затрудняется, то педагог проговаривает вместе с ребенком, одобрительно поддерживая его. Из пары слов называем по одному слову, показываем на характеристики предметов и подчеркиваем голосом значение слова: мишка (большой, мохнатый, неуклюжий) – интонационно подчеркиваем это голосом. После этого предлагаем ребенку назвать и взять нужную карточку. Мышка (маленькая, серенькая, с тоненьким голоском). Затем можно попробовать выбирать карточки из пары слов. После того, как ребенок называет слово, он получает названную игрушку.

8.«Кто за дверью?» "Кто там?"

Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т. д.)

Ход игры: В игре участвуют двое взрослых: один находиться за дверью, держит игрушку и падает сигнал. Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка. Дети повторяют: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные ( каждый раз : кто-то один) и игра проводится так же.

Словарь: будем играть; слушайте, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т. д., мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т. д.).

9.«Какая у меня картинка

Цель: учить определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры: Игра проводится индивидуально и подгруппами. Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо экраном.

Словарь: будем играть; слушайте, названия тех предметов, которые изображены на картинках.

10.«Позови»

Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению, учить детей обращаться друг к другу, запоминать имена друг друга, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе мячом - покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет товарища, называет его имя, прочитывая по табличке. Также повторяется с другим ребенком. Задание можно усложнить, попросив ребенка повторить имя, которое педагог называет за экраном.

Словарь: будем играть; мяч, слушайте, имена детей и педагогов.

11.«Передай колокольчик»

Цель: формировать у детей предпосылки к общению, учить обращаться друг к другу; предлагать выполнять простейшее действие. Учить запоминать имена детей в группе.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: Дети сидят полукругом на стульях. В середину встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Маша, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если дети не могут называть имен, то можно пользоваться указательным жестом.

Словарь: будем играть; колокольчик, слушайте, имена детей, возьми, дай, на, спасибо.

12.«Кошки»

Цель: учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Учить различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Оборудование: две одинаковые игрушки - кошки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять две резиновые кошки, два домика большой и маленький.

Ход игры: Педагог говорит детям, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот кошка (демонстрирует первую игрушку, Кошка живет в большом доме. Кошка кричит громко: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». После этого педагог демонстрирует другую кошку и сажает ее в маленький дом, тихо говорит «мяу! мяу! мяу!» После показа и игры, просит детей повторить, как кричит одна и другая кошки. Когда дети правильно ответят, то просит детей отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

Усложнение: по мере обучения детей знакомят с названиями «тихо», «громко».

Словарь: кошка, мяу-мяу-мяу, МЯУ-МЯУ-МЯУ, дом, большой, маленький, слушайте; тихо; громко.

13. «Кто пришел в гости?» " Кто это?" "Кто там?"

Цель: учить соотносить звук с образом звучащей игрушки; учить показывать на картинке звучащую игрушку; Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: настольная ширма, две (три) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.

Ход игры: Педагог говорит детям: «Кто это пришел к нам в гости? Давайте послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед детьми. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек. Необходимо проверить различают ли дети изображения; точно ли знают, кто изображен на картинке. Педагог задает наводящие вопросы: «Где кошка? Где собака? Где мышка?» После того, как взрослый приходит к убеждению, что дети не ошибаются, можно переходить к следующему этапу работы.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем слушать. Послушайте, как мяукает кошка - мяу-мяу! Послушайте, как лает собака: ав-ав! Послушайте, как пищит мышка-пи-пи!» .Дети повторят звукоподражания. Следует работа с настольно ширмой. Педагог прячет игрушки за ширмой, но перед детьми выкладываются изображения игрушек. За ширмой педагог произносит звукоподражания и дети показывают, кто кричал. На следующем этапе дети сами должны будут повторить звукоподражания по просьбе педагога.

Словарь: будем играть; слушайте, кошка, мяу-мяу; собака, ав-ав; мышка, пи-пи; Кто там? Кто это? Вот кошка, вот собака; вот мышка.

14. "Принеси игрушки"

Цель игры: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве" повторять названия игрушек (или словаря по темам)

Оборудование: мелкие игрушки или муляжи; предметные картинки (по темам изучения)

Ход игры: Педагог садиться за стол с детьми и просит каждого принести одну игрушки или знакомый предмет. "Катя, принеси мяч!" Ребенок выполняет задание, приносит мяч. Все рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит следующего ребенка принести другую игрушку (мишка, машина, петух, слон и т. д.). Дети находят и приносят знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.

Усложнение - постепенно перед детьми в ряд располагаются игрушки. Педагог просит угадать, название какой игрушки он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухо - зрительной основе). Дети угадывают, находят и показывают определенную игрушку.

Усложнение - педагог просит определенного ребенка найти нужную игрушку. "Таня, где мишка?" Дети должны не только найти игрушку, но и узнать к кому обращается взрослый.

Словарь: будем играть, будем слушать, будем говорить, дай, на, вот, там, тут; где?; названия игрушек (предметов по определенным темам).

15. "Кто в домике живет?" " Кто там?"

Цель игры: Учить различать и опознавать на слух и на слухо - зрительной основе звукоподражания. Соотносить определенные звукоподражания с игрушкой. Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: домик или ширма с домиком; звучащие игрушки (утка, собака, кошка, курица, мышка и пр.); картинки с их изображением.

Ход игры: Педагог показывает детям домик, называет его (дом)и объясняет, что в нем кто - то живет (спрятался).

1 вариант: (различение и усложнение - опознавание на слухо - зрительной основе с опорой на картинку).

Перед детьми выложены картинки с изображением различных животных. Затем предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют (показывают, по возможности, педагог показывает звучащую игрушку. Дети повторяют знакомые звукоподражания.

2 вариант: (различение и усложнение - опознавание на слух) Педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют, педагог показывает звучащую игрушку (соотносят ее). Дети повторяют знакомые звукоподражания.

Словарь: будем играть; будем слушать; дом; кто там?; кто это?; ав-ав; мяу; пи- пи; га - га; кря - кря; собака; кошка; утка; гусь; мышка.

16. "Едем на лошадке"

Цель: Учить подражать действиям взрослого; учить подражать различным движениям (хлопать в ладоши, постукивать кулачками); различать громкость и слитность звучаний, произнесение слогов (с ИСА); различать размеры игрушек (большой, маленький).

Оборудование: картинка с изображением лошадки и игрушки собаки (2 шт.) маленькая и большая.

Ход игры: педагог просит всех детей встать в круг (хоровод, взяться за руки и выполнять те движения, которые выполняет он сам. Произносит стихотворение, дети (по возможности) повторяют.

Едем - едем на лошадке

по дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома - нету!

Две собаки у порога

Нам сказали очень строго:

АВ-АВ-АВ! (громко произносят с движением)

ав-ав-ав! (тихо произносят с движением)

АВ-АВ-АВ! (громко произносят с движением)

ав-ав-ав! (тихо произносят с движением)

Словарь: будем играть; будем слушать; лошадка; собака большая; собака маленькая; АВ-АВ-АВ; ав-ав-ав; встаньте; круг; дом.

17. "Птицы"

Цель игры: учить различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослых.

Оборудование: картинки с изображением птиц - гуся, курицы, петуха; утки; маски - шапочки; игрушки - птицы.

Ход игры: Педагог просит всех детей подойти к нему. Предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Дети повторяют за взрослым звукоподражания и названия птиц. Педагог приглашает детей поиграть : берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее детям. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Дети опознают звучания и выполняют похожие движения, повторяют звукоподражания.

Словарь: гусь; курица; петух; утка; будем играть; будем слушать; встаньте; слушайте; кто это?

стр. 21

Публикации по теме:

Картотека игр для развития фонематического слуха К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных му Ход: Воспитатель.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста (из опыта работы) Цели использования:.

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека игр для детей младшего возраста Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Кот и мыши Задачи: Развивать у детей умение.

Картотека игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию картотеку игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста, которая способствует.

Картотека патриотических игр для младшего и старшего дошкольного возраста Добрый день. Сегодня я хочу поделиться с вами подборкой патриотических игр. Буду рада, если кому-то пригодится эта картотека. Игры для старшего.

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель – логопед Никулина Светлана Васильевна Цель: Предоставление обобщения и распространение личного педагогического.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 января 2018 в 19:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бабич (УИ 572842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД