МААМ-картинки

Проект «У похода есть начало. Детский туризм»

Дарья Рыхтикова
Проект «У похода есть начало. Детский туризм»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«У похода есть начало».

Разработчики проекта:

Онышко Н. В., воспитатель

Рыхтикова Д. Ю., воспитатель

Кемерово, 2024

Содержание:

1. Актуальность проекта

2. Проблема

3. Цель

4. Задачи

5. Сроки реализации проекта

6. Тип проекта

7. Участники проекта

8. Ожидаемые результаты

9. Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

10. Этапы реализации проекта

11. Реализация проекта

12. Анализ результатов проектной деятельности.

13. Литература

14. Приложение

1. Актуальность.

Детский образовательный туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически.

Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха. Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой.

Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы.

В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Известно, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей.

Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Поэтому и был разработан проект «У похода есть начало». Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.

Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. И одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками. Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Развиваются координационные способности и выносливость, какосновафизической подготовки ребенка.

В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений, как от педагогов, так и от дошкольников.

Уникальность туризма в ДОУ заключается в том, что он всесезонен.

2. Проблема

Нами был проведен опрос среди воспитанников старшей группы №12 «Карамельки»

1. Как называется наш город? Почему наш город назвали Кемерово?

2. Зачем нужен людям краеведческий музей?

3. Как называются люди, которые много путешествуют?

4. Как называется мешок, в который туристы складывают свои вещи?

5. Какие правила поведения в природе ты знаешь?

6. Как можно определить, где север, а где юг?

7. Как правильно разводить костер?

8. Зачем туристам палатка?

9. Почему в походе нужно помогать друг другу?

Высокий уровень: ребенок логически рассуждает, находит объяснения на каждый вопрос. Речь развернутая, богатый словарный запас.

Средний уровень: ребенок отвечает на большинство вопросов, при объяснении испытывает некоторые затруднения.

Низкий уровень: ребенок не может ответить на большинство вопросов, проявляет низкую активность.

По результатам опроса 60% детей имеют низкий уровень развития представлений о туризме, 30% средний уровень и 10% высокий.

Проблема: недостаточный запас знаний детей о туризме, правилах поведения в походе.

3. Цель:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе

4. Задачи:

Способствовать через практическую игровую деятельность: 1. Созданию условий для позитивной социализации детей, формированию нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, инициативности, патриотизма, сплоченности и дружелюбия; объединению всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов;

2. Формированию познавательного интереса к родному детскому саду, окружающей природе, своей малой Родине и родному краю; 3. Формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, компас, котелок, палатка, маршрут, карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе; 4. Формированию интереса к здоровому образу жизни у детей, к регулярным занятиям физической культурой; приросту и укреплению физических качеств;

5. Помочь детям приобрести практические знания, навыки и умения, которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.

5. Сроки реализации проекта: Ноябрь 2024г.

6. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Краткосрочный

7. Участники проекта: Дети от 5 до 6 лет, родители и педагоги.

8. Ожидаемый результат.

Сформированы знания о детском туризме.

- Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;

- Сформированы такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

- Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;

- Знают разные виды туризма;

- Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью;

- Знают элементарные правила поведения в природе;

- Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;

- Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече.

Сформированы умения необходимые в туристическом походе. - Умение распределять туристические обязанности.

- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе. - Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

- Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.

- Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале. - Умение читать карту своей местности.

- Умение ориентироваться по плану детского сад.

- Умение пользоваться компасом, с его помощью определять географические направления.

- Умение называть правила поведения в природе во время отдыха. - Умение называть зоны отдыха и туризма в родном крае.

- Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе и участие в мероприятиях экологической направленности.

9. Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Если в образовательном процессе использовать средства туризма, включая весь потенциал предметно – пространственной развивающей среды дошкольной организации, то возможно создать условия для реализации всех пяти образовательных областей в соответствии ФГОС:

- социально – коммуникативное развитие: повышение коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом и с взрослыми, но и на уважение к своей малой Родине; формирование основ безопасного поведения в социуме и природе;

- познавательное развитие:

повышение уровня знаний через практическое формирование представлений о себе и об окружающем мире, в области познания окружающей среды и правил экологического поведения в природе, формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды. - речевое развитие:

формирование активного словаря об окружающих предметах и явлениях, развитие умения в диалоге высказать свои мысли и выводы; - художественно – эстетическое:

формирование эстетического отношения к окружающему миру, умение выражать собственные впечатления изобразительной, конструктивно – модельной деятельностью.

- физическое развитие:

приобретение практического опыта в развитии физических качеств и координационных способностях, становление ценностей и интереса к здоровому образу жизни и активному отдыху.

10. Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Организационный этап

Содержание работы

Обдумывание идеи проекта,

сбор информации, материала для реализации идеи.

Составление плана проекта, определение сроков реализации

и ответственных за отдельные

этапы проекта. Сбор и систематизация информации. Проведение

Участники

Старший воспитатель, воспитатели,

воспитанники ДОУ.

Сроки

С 1по 8 Ноября 2024 года

С 11 по 18 ноября 2024 года

Практический выход

Проект

Фотоотчеты, конспекты схема образовательного туристического маршрута.

бесед с детьми, родителями и педагогами. Консультаций для родителей и педагогов по теме проекта и реализации

задач.

Разработка конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми, проведение викторин, спортивных эстафет, просмотр презентаций.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, по теме проекта.

Итоговый этап Мероприятие «Туристический поход» Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ

С 19 по 22 ноября 2024 года

Отчет по итогам проекта.

11. Реализация проекта:

Теоретические вопросы

Беседы и презентации на тему:

Кто такие туристы?

Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, мото-, авто-и т. д.)

Знакомство с туристским снаряжением.

Что такое план? Чем отличается план от рисунка?

«Компас»

Семейных путешествиях (аквапарк, музеи, поездки в город, поход в лес, и т. д.)

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Приключения Муравьишки»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница» В. Сутеев «Палочка-выручалочка» Н. Носов «Путешествие Незнайки и его

друзей»

«Веселый турист» С. Михалков

Просмотр мультфильмов: «Даша -путешественница»

«Почему компас всегда показывает на север?»

Практические занятия

Дидактические игры:

«Мы собираемся в поход»;

«Угадай и расскажи»; «Что растёт в лесу» «Где карта, а где рисунок?»

Цель: научиться отличать карту от рисунка.

Рисование

Правила поведения в лесу «Условные знаки на картах» «Огонь друг, огонь враг»

Сюжетно-ролевая игра

«Мы – туристы»

«Соберись в поход»

«Первая помощь в походе»

Отгадывание загадок.

Разучивание с детьми пословиц и стихотворений о природе.

Рассматривание альбомов: «Лекарственные растения» «Животный мир Кузбасса»

Красная книга Кемеровской области

Рассматривание карт: Кемеровская область Ленинский район

Маршрут движения дом-детский сад-дом

Маршрут детский сад -сквер-красное озеро-сквер-детский сад

Консультация для родителей:

«Роль туризма для разностороннего развития детей»

«Как организовать туристический поход вместе с детьми».

Создание стенгазеты

«Папа, мама, я -туристская семья»

Практическое занятие по использованию туристического снаряжения.

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

Эстафета с элементами соревнования: «Трудное препятствие»; «Укладка рюкзаков». «Найди тайник»

Создать условия для детей определять стороны горизонта по компасу.

Разучивание походных песен:

Л. Байалиева «Детская походная повторялка»

«Ты, да я, да мы с тобой» Пляцковский М., Шаинский В.

Итоговое мероприятие «Туристический поход»

В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать…»

12. Анализ результатов проектной деятельности.

Как результат нашей работы у детей сформированы знания о детском туризме: - знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;

- сформированы такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

- знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее выносливее и более организованным;

- сформировано осознанное отношение к своему здоровью; - научились способам ориентирования на местности;

- бережному отношению к растительному и животному миру.

Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды физической активности. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника.

13. Список используемой литературы

1. Бочарова Н. И. «Туристические прогулки вдетскомсаду» Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004.- 116с.

2. Бочарова Н. И. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» АРКТИ, 2003 3. Витушкина Н. А. «Туризм и краеведение в детском саду» Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

4. Вавилова Е. Н. «Укрепление здоровья детей» М. : Просвещение, 1986 5. Гранильщипов Ю. В. «Семейный туризм» М. : Просвещение, 2008 г.

6. Гаврючина Л. В «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие, Сфера, 2008г

7. Коротковских Л. Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ» Управление дошкольным образовательным учреждением – 2006 - № 8 – С. 71-79 8. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004

9. Кузнецова С. В. «Туризм в детском саду» Москва, Обруч, 2013 год.

10. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М., Здоровячек. «Система оздоровления дошкольников» – Воронеж, 2017 год.

11. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Мозаика-Синтез, 2002 г.

Публикации по теме:

Спортивный туризм (фотоотчет)Спортивный туризм (фотоотчет) 11 Мая 2017 года участники методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Детский мастер-класс по созданию плаката «Есть в городе улицы героев»Детский мастер-класс по созданию плаката «Есть в городе улицы героев» В рамках реализации целей и задач в работе над Проектом «Я расскажу вам о войне» мы познакомили ребят с мытищинцами, Героями Советского.

Наш экотуризм. Часть третья. Горный туризмНаш экотуризм. Часть третья. Горный туризм В предыдущих публикациях я рассказывала о разных видах нашего летнего отдыха – фитотуризме и агротуризме. Эта моя публикация расскажет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «У похода есть начало. Детский туризм»
Опубликовано: 19 декабря 2024 в 10:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «У похода есть начало. Детский туризм»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Рыхтикова (УИ 168812) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД