Лидия Сергеева
Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
▼ Скачать +Заказ
Звук речи – это минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи и ее произносительном аспекте.
Публикация «Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе» размещена в разделах
Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата). Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Овладение этим сложным процессом происходит двумя путями: информальным – на основе подражания речи окружающих людей и формальным – в результате специальных тренировок.
По мнению Е. Л. Крутия, речевой аппарат человека – это сложнейшая структура с центром в головном мозге. Многим детям трудно даются некоторые звуки, прежде всего, потому, что у них еще недостаточно развит фонематический слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде. Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще очень неустойчив, и ему не так-то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.
Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу, а именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении некоторых свистящих, шипящих и сонорных. Расссмотрим особенности артикуляционного аппарата, чтобы определить основные трудности при обучению детей дошкольного возраста звукопроизношению.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончик языка: Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках [с, з], подниматься за верхние зубы (при звуках [т, д], прижиматься к альвеолам (при звуке л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке [р]).
Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках [с, з, ц], подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердом нёбом (при звуках [ш, щ, ж]). Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке [й]и мягких согласных). Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках [к, г]) или же образовывать щель с нёбом (при звуке [х]).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках[с, з, ц, щ, ж, ч, щ, р]); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться, и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках [о, у]).В образовании звуков играет большую роль также подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у], округляться, (при звуке [о], обнажать передние верхние и нижние-зубы (при звуках [и, с, з, ц, л] и др., слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш, л]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п, б, м], образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф, в]).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки [м, м', н, н']. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, н') [21, c.09].
Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.
М. Б. Елисеева отмечает, что становление речевого развития у ребенка происходит через три основных этапа. Первый этап носит название «довербальный». Он длится примерно от рождения до года и характеризуется такими периодами как гуление и лепет. Второй этап – это переход к активной речи, который, как правило, начинается на втором году жизни ребенка и знаменуется появлением первых самостоятельных слов и фраз. И только на третьем этапе, начинающегося с третьего года жизни, происходит овладение малышом речью как средством общения. С этого периода активно обогащается и расширяется пассивный и активный словарь, усложняются грамматические конструкции, осуществляется становление правильного звукопроизношения.
По данным А. Н. Гвоздева, реакции на звуки наблюдаются у слышащего ребёнка сразу после рождения. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни. Они определяют направление звучания, поворачивают голову в сторону звука. Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). На третьем – четвёртом месяце жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 4 до 6 месяцев несёт интонация. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребёнок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Те слова и фразы, которые ребёнок начинает «понимать», воспринимаются им в недостаточно расчленённом виде и мало чем отличаются от прочих звуков.
По мнению М. Б. Елисеевой, далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Формирование фонетико-фонематической системы начинается в конце первого года жизни ребёнка. Поскольку фонетико-фонематическая система является продуктом интеграции функции речеслухового и речедвигательного анализаторов, процессу её формирования предшествует развитие слухового восприятия и способностей воспроизведения звуков. По данным А. Н Гвоздева [10], Н. Х. Швачкина [41] к концу второго года жизни при понимании речи ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Еще в период лепета ребенка претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласноподобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда (а –> а, подъема (а –» ж, лабиализации (а -» б). И в конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный – согласный. Дальнейшее развитие получают и согласноподобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой – ротовой ([т] – [р]). Помимо смычных звуков появляются щелевые, затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах (В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова, О. Н. Усанова и др.).
В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые – смычные, глухие – звонкие и к концу лепета – твердые – мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.
О. В. Горбунова отмечает, что первыми в словесной речи появляются твердые губные [m], , [р], зубно-язычный [v] и заднеязычные звуки [k], [g]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [j]. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем – твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема – свистящие, затем верхнего – шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией.
Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста – смягчение речи : «лезецька» (ложечка, «сюмоцька» (сумочка). Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков [ш, ж, ч, щ], заменяя их свистящими: «сюба» (шуба, «сяпка» (шапка). Трехлетние часто не произносят звуки [р] и [л], заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо «рука», «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными : [к-т, г-д] («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять», а также оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»).
Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук [р] в сочетании с гласными звуками (рука, роза, и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай – трамвай, клыша – крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный. Заменяется другим, имеющимся в том же слове («мумага», «бабака», «форааппарат» и т. п.) Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука : просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах : «клювка» (клюква, «аплесин» (апельсин).
В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки ([ш, ж, ч], сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков [р, ш, ж], когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой, «родка» (лодка, «шад» (сад, «жонтик» (зонтик) и т. п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где – нет.
Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками : [л, ль, й]. Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище. Как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.
Е. А. Янушко отмечает, что большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15-20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а также Ф и Л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых : «яблуко», «мине», «ходить», «фатить».
Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4–5 годам.
В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания – точнее, фразы – более развернутыми. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь ребенка увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом, хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. На шестом году жизни дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности. Произносительная сторона речи детей 7-го года жизни достигает высокого уровня. Дети должны правильно произносить все звуки родного языка, четко и внятно произносить фразы, могут говорить тихо и громко, шепотом, в зависимости от обстановки.
Звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей:
1. Дети имеют навыки звукового анализа, определяют место звука в слове.
2. Все звуки произносятся правильно и четко.
3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
4. У части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и сонорные).
М. М. Алексеева и соавторы отмечают, что на шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывать звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации. На седьмом году жизни происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.
Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи : развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Можно сделать вывод о последовательности развития звукопроизношения в онтогенезе :
На 2 месяце развития ребенка появляются недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление. Можно выделить гласные: а, о, у, э, согласные п, м, к, г, х.
На 3 -4 месяце – появляется лепет.
5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.
6 месяцев – подражательное повторение отдельных ритмичных слогов.
8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет).
1-2 года – появляются гласные о, а, э, согласные п, б, м. Характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах; добавления гласных между согласных при их стечении, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков. Смягчение согласных звуков. Замены (субституция) согласных звуков, в том числе и по звонкости-глухости. Метатезис звуков (перестановка звуков).
В 2-3 года – гласные [ы] и [у], согласные[ф в т д н к г х й]. Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.
3-4 года – Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.
4-5 лет – свистящие [з с ц], шипящие[ш ж ч щ].Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных.
5 -6 лет – звуки [р л].
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи. Проблема развития звукопроизношения у дошкольников является актуальной, так как развитие данного процесса положительно влияет на становление всей речевой системы, поэтому существует необходимость раннего выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказания им логопедической помощи в специально организованных условиях.