Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха, слоговой структуры слова с детьми 6 лет

Михеева Ольга
Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха, слоговой структуры слова с детьми 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка открытого занятия в детском объединении «Малышок».

Тема: Развитие звуко-буквенного анализа и фонематического слуха. Слоговая структура слова.

Участники открытого занятия : дети 6 лет, 2 год обучения.

Тема занятия : Развитие звуко-буквенного анализа и фонематического слуха. Слоговая структура слова.

Цель:

Публикация «Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха, слоговой структуры слова с детьми 6 лет» размещена в разделах

Обобщение и закрепление знаний детей о звуках и буквах, закрепление понятий «Слог», «Слово», «Деление слов на слоги»;

Задачи:

1. Обучающие:

Обогащение словарного запаса :

Закрепить знания детей о видах транспорта, понятия «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды»;

Формирование лексико- грамматического строя речи:

Закрепить понятие «Антонимы», умение употреблять в речи слова, противоположные по смыслу;

Развитие связной речи :

Закрепить умение детей продолжать распространенное предложение;

Развитие звуковой культуры речи :

Закрепить знания детей о звуках и буквах;

Подготовка к обучению грамоте:

Закрепить понятия «Слог», «Слово», «Деление слов на слоги»;

2. Развивающие.

Развить устойчивую психологическую социальную адаптацию к восприятию информации, знаний ребёнка;

Развить воображение, память, внимание, речь детей, инициативу;

3. Воспитательные.

Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его, воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать эмоциональную отзывчивость.

Тип занятия :

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Форма занятия :

Игра- путешествие.

Метод проведения занятия :

Словесный.

Предполагаемый результат:

Дети повторят виды транспорта; закрепят знания о словах- антонимах : подберут слова, противоположные по смыслу, к рассказу; повторят понятия «Звук» и «Буква» : соберут буквы- пазлы по образцу, определят с какого звука начинается слово и найдут графическое изображение этого звука; повторят понятие «Слог» : прочитают прямые и обратные слоги; повторят понятие «Слово» : соберут и прочитают слова с опорой на слог и картинку; закрепят понятие «деление слов на слоги» : в ходе игры «Собери урожай» разделят слова на односложные, двухсложные, трехсложные; проведут звукобуквенный анализ слов в ходе игры «Составь слово», опираясь на первые буквы названий предложенных картинок.

В данном занятии используются технологии:

-здоровьесберегающие (физкультминутка, динамические паузы);

-личностно-ориентированные (индивидуальный подход к каждому воспитаннику);

-технология воздействия сказкой (использование сказок и магнитного кукольного театра);

-игровые (игра- путешествие).

Дидактические, методические, наглядные пособия:

Для учащихся:

Карточки для игры «На какую букву начинается слово», карточки для проведения развивающей игры «Продолжи слово», карточки для игры «Прочитай по первым буквам», магнитные буквы, маркеры, «звуковички», книжечки из серии «Мои первые сказки».

Для педагога:

Диск с музыкальной заготовкой, изображение страны Гномляндии на магнитах, магнитные картинки большого и маленького гномов, магнитные картинки к игре «Антонимы», магнитные картинки к необыкновенной истории (книга «Азбука», изображение полок с книгами в библиотеке, картинка мудрого гнома, изображение гнома, который читает сказку малышам гномикам, картинка лесенки, изображение грустной тучки с дождинками, магнитная картинка зонтика, магнитные картинки капелек с изображенными на них буквами, карточки для игры «На какую букву начинается слово», магнитная картинка гнома с ножницами, магнитные картинки капелек с изображенными на них слогами, изображение ветра, картинки осенних листочков с изображенными на них слогами, магнитные карточки с изображением овощей, фруктов, грибов, ягод, изображения трех корзинок на магнитах для игры «Собери урожай».

Оборудование:

Магнитофон.

Методическое обеспечение занятия :

Дидактическая игра «Звонкие капельки»;

Дидактическая игра «Листопад»;

Дидактическая игра «Антонимы»;

Дидактическая игра «На какую букву начинается слово»;

Дидактическая игра «Собери букву»;

Развивающая игра «Продолжи слово»;

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»;

Дидактическая игра «Собери урожай»;

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Цель:

Создать благоприятную атмосферу для проведения занятия, настроить детей на восприятие материала.

Приветствие педагога:

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте мы с вами поздороваемся и начнем наше занятие. (Дети хором говорят стихотворение).

Стихотворение- приветствие:

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами,

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши,

Мы глазами миг-миг-миг (хлопают ресницами,

Мы плечами чик-чик-чик (поднимают и опускают плечи,

Раз- сюда (поворачиваются вправо, два- сюда (поворачиваются влево)

Повернись вокруг себя (поворачиваются,

Раз- присели, два -привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два (хлопают в ладоши)

Заниматься нам пора (подпрыгивают вверх)

Педагог:

Хотите совершить необыкновенное путешествие? (Ответы детей). Я предлагаю вам отправится в гости к гномикам, которые живут в волшебной стране Гномляндии. Ну что, готовы? Как вы думаете, а на чем мы с вами можем добраться до волшебной страны? Какие средства передвижения вы знаете? (Педагог с детьми повторяет средства передвижения, дети вспоминают, какие бывают сказочные средства передвижения и выбирают, на чем же они отправятся в путешествие).

Педагог:

Ребята, мы выбрали с вами средство передвижения. (Педагог включает музыкальную заготовку, дети представляют, что они садятся на данное средство передвижения, выполняют имитационные движения).

Педагог:

Вот мы и добрались с вами до волшебной страны Гномляндии. (Педагог крепит на доску изображение страны Гномляндии). И встречают нас большие и маленькие гномики. (Педагог крепит на доску изображения гномов на магнитах).

2. Основной этап.

Цель:

Добиться усвоения детьми материала занятия игровыми методами.

Педагог:

Здравствуйте, гномики! Мы очень рады побывать в вашей волшебной стране. Ребята, а вы знаете, что в этой стране ещё живут необычные слова- антонимы, слова, противоположные по смыслу. Давайте мы с вами повторим их и заодно познакомимся с нашими гномиками. (Педагог предлагает поиграть детям в игру «Антонимы» и вывешивает на доске магнитные картинки, рассказывая при этом про гномиков, называя первую часть предложения, а дети продолжают его).

Игра «Антонимы».

- В волшебной стране Гномляндии живут гномы большие и … (Педагог крепит картинку на доске, а дети продолжают с опорой на картинку) маленькие;

- Большие гномики живут в больших домах с белой крышей, а маленькие… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) в домах с черной крышей;

-Большие гномики любят носить длинные штанишки, а маленькие гномики… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) короткие шортики;

-Большие гномики любят пить горячий чай, а маленькие… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) холодное молоко;

- Большие гномики очень любят холодную зиму, а маленькие гномики… (Дети сами сначала подбирают слово- антоним, а уже после педагог крепит на доске магнитную картинку) любят жаркое лето.

Педагог:

Вот мы и познакомились с вами с гномиками. В нашей волшебной стране приключилась необыкновенная история. (Педагог рассказывает детям сказку, используя при этом магнитные картинки с изображениями (магнитный кукольный театр).

Однажды маленький гном решил научиться читать. Он знал, что буквы, которые надо знать, чтобы читать, живут в книге, которая называется «Азбука». «Азбука» стояла на высокой полке в библиотеке у больших гномов. А хранителем книг был самый мудрый большой гном. Очень часто большой гном собирал в библиотеке малышей, брал книгу с полки и читал маленьким гномикам сказки и увлекательные истории. Как же маленькому гному хотелось читать эти книги самому и стать таким же мудрым, как и хранитель книг! И вот, как то вечером, когда мудрого хранителя не было в библиотеке, маленький гном незаметно пробрался в библиотеку, влез по большой лесенке на самую высокую полку и попытался достать «Азбуку».

Но гномик был маленький, а большая книга очень тяжелая и гном выронил ее. Книга упала на пол и буквы, которые жили в ней рассыпались. Что же теперь делать нашему гному? (Педагог предлагает помочь собрать буквы назад в азбуку, для этого он проводит с детьми дидактическую игру «Звонкие капельки», в процессе которой дети повторяют понятие «Звук»).

Дидактическая игра «Звонкие капельки».

Педагог: В стране гномов испортилась погода. На небе появилась грустная тучка, у которой было плохое настроение. Тучка начала плакать. Гномики достали свои зонтики и раскрыли их. Капельки, попадая по зонтикам, пели свои песенки. Нам с вами надо повторить песенки капелек. (Педагог на магнитной доске крепит изображение зонтика, по очереди крепит капельки с буквами. Дети произносят звуки).

Педагог:

Молодцы, ребята, вы все звуки произнесли правильно! Мы с вами сказали, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы с вами читаем и пишем. Буква- графическое изображение звука. Давайте мы с вами изобразим звуки, которые мы произнесли, буквами, а для этого поиграем в игру «На какую букву начинается слово».

Дидактическая игра «На какую букву начинается слово».

Педагог может предложить детям один из вариантов игры:

1. Детям раздаются карточки с изображением картинок в верхнем ряду карточки, и пустыми квадратами в нижнем ряду под картинками. Ребенок берет карточки с буквами и выкладывает в пустых квадратах под картинками ту букву, с которой начинается данное слово. Карточки с буквами двух цветов: синего и красного (гласные и согласные).

2. Педагог крепит на магнитной доске карточки, на которых с правой стороны нарисованы картинки, а с левой- ряд букв. Ребенку надо соединить картинку с соответствующей буквой.

Педагог:

Молодцы, ребята, справились с заданием, все буквы собраны, осталось только их положить назад в волшебную азбуку. (Педагог крепит на доске магнитную картинку гнома с ножницами). Смотрите, к нам в комнату пробрался гном- проказник, да еще и ножницы взял. Смотрите, ребята, что он наделал! Только мы с вами собрали все буквы, а гном- проказник разрезал их все ножницами на кусочки и опять раскидал их. Придется нам с вами снова помогать маленькому гномику собирать буквы. (Педагог предлагает детям игру «Собери слово», в процессе которой надо собрать буквы- пазлы с опорой на основное изображение буквы, но не только собрать, а еще и назвать те предметы, которые изображены на букве (названия предметов начинаются с этой же буквы).

Педагог:

Все буквы собраны, снова мы их сложили в «Азбуку». Пора гному учиться читать. Прежде чем учиться читать слова, после того, как мы выучили с гномиком звуки и буквы, надо научить его читать слоги. Ой, ребята, смотрите, погода опять портится, на небе опять появилась наша обиженная тучка и собирается плакать. (Педагог крепит под изображением тучки капельки со слогами). Давайте посмотрим, что же на этот раз у нас будет написано на капельках. (Педагог предлагает детям прочитать слоги, написанные на капельках).

Ребята, а вот и прилетел друг нашей тучки- проказник ветер. Он решил поиграть с осенними листиками и устроить листопад. (Педагог предлагает детям поймать листочки во время листопада и прочитать те слоги, которые на них написаны).

Педагог:

Слоги мы гномика научили читать, давайте предложим ему прочитать первые слова, состоящие из слога и картинки. (Педагог предлагает детям развивающую игру «Продолжи слово»).

Развивающая игра «Продолжи слово».

Педагог раздает детям карточки со слогами и карточки с картинками. При помощи картинок ребенок составляет слова, начинающиеся на предложенные слоги (слов, начинающихся на один слог может быть несколько).

Педагог:

Каждое слово мы можем разделить с вами на слоги. Давайте предложим нашему гномику поиграть с нами в игру «Собери урожай».

Дидактическая игра «Собери урожай».

Педагог закрепляет на доске изображения трех корзинок и карточек с изображениями овощей, фруктов, ягод, грибов. На корзинках точками отмечено сколько слогов должно быть в слове (одна точка- один слог, две точки- два слога, три точки- три слога). Ребята выбирают карточки, называют, что на них изображено и крепят свою картинку к той корзинке, сколько слогов в данном слове.

Педагог:

Ребята, как много уже знаете вы и как многому вы научили нашего маленького гномика. Давайте мы с вами еще научим нашего гномика составлять слова по первым буквам нарисованных картинок и делать звукобуквенный анализ. Наш гномик пойдет в школу и это там ему очень пригодиться! (Педагог предлагает детям развивающую игру «Прочитай по первым буквам»).

Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»».

Педагог раздает детям карточки, состоящие из картинок. Ребенок смотрит на первую картинку, называет ее, говорит, с какого звука начинается это слово, какой буквой этот звук обозначается на письме, выкладывает эту букву под картинкой, говорит гласный это звук или согласный, если согласный- твердый или мягкий. Берет «звуковичка» нужного цвета и выкладывает под буквой. (Гласные- красный цвет, согласные твердые- синий, мягкие- зеленый).

Педагог:

Какие были интересные игры, правда, ребята? Мы помогли нашему гному научиться читать и теперь он сможет сам читать себе сказки.

3. Заключительный этап.

Цель: закрепить полученные знания, подводя итоги игрового путешествия.

Педагог: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в страну Гномляндию, нам с вами пора домой. В этой стране мы сегодня с вами вспомнили, что же это за слова такие- антонимы, помогли маленькому гномику познакомиться со звуком, буквой, слогом, словом. Собрали вместе с ним буквы в «Азбуку», разбили слова на слоги, научили гнома составлять новые слова, поиграли в интересные игры. Понравилось вам в гостях у гномов? (Ответы детей). Давайте мы с вами попрощаемся с гномами, пожелаем им удачи и отправимся домой. (Дети «добираются» домой на выбранном ими средстве передвижения).

Педагог:

Вот мы и вернулись с вами в студию «Вундеркинд». Маленький гномик просил передать для вас от него подарки, маленькие книжечки из серии «Мои первые сказки», чтобы когда вы будете их читать, вспоминали это необычное путешествие. (Педагог сообщает о том, что занятие окончено. Дети хором говорят стихотворение, расставаясь) :

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами,

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши,

Мы глазами миг-миг-миг (хлопают ресницами,

Мы плечами чик-чик-чик (поднимают и опускают плечи,

Раз- сюда (поворачиваются вправо, два- сюда (поворачиваются влево)

Повернись вокруг себя (поворачиваются,

Раз- присели, два- привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два (хлопают в ладоши)

Расставаться нам пора (подпрыгивают вверх).

Дети забирают книжки и уходят домой. Занятие окончено.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха, слоговой структуры слова с детьми 6 лет
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 12:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха, слоговой структуры слова с детьми 6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Михеева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД