Получи документы

Конструирование как способ развития творчества дошкольников

Ольга Пашковская
Конструирование как способ развития творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Креативное развитие дошкольников - одна из важных задач. Процесс усвоения знаний в наше время не может иметь характер рутинного заучивания. Сегодня это разнообразные формы исследовательской, мыслительной деятельности, продуктивный творческий процесс. Одна из эффективных форм креативной деятельности – решение творческих заданий.

Творческие задания побуждают детей к использованию уже приобретенных знаний и навыков, их практического применения, поиск новых способов использования то есть является действенным способом развития способностей дошкольников. Они способствуют развитию изобретательности, сообразительности, наблюдательности, умения планировать свои действия, видеть возможности преобразования предметов, искать самые оптимальные решения.

Важно и то, что творческий процесс связан с преодолением ряда противоречий в систематизации знаний: между чувственными и логичными элементами знаний, разными уровнями систематизации знаний, с помощью которых решается задача. Решение творческих задач — основное средство моделирования мышления, ведь предполагает нахождение и осознание связи между тем, что дано, и тем, что нужно найти.

Наиболее распространены и самые интересные для дошкольников задачи по конструированию. Их нельзя решить только в чувственно-наглядном плане, без мысленного экспериментирования, прогнозирования искомого, без теоретических соображений. Они активизируют творческую мыслительную деятельность детей, способствуют развитию конструктивных умений в целом.

Предлагаем вашему вниманию несколько серий творческих задач, которые могут стать эффективным как диагностическим, так и развивающим инструментом в руках педагога.

ЗАДАНИЯ НА ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аргументом для проведения этого вида задач является то, что у дошкольников преобладает наглядное мышление, непосредственное восприятие объектов оказывает ощутимое влияние на развитие всех действий. Эти задания способствуют развитию зрительного восприятия, перцептивных процессов как элемента творческой деятельности.

Кружочки

Материал: 2 кружочка из белого плотного картона. Воспитаннику задается вопрос: “Как ты думаешь, что это может быть? Назови как можно больше воображаемых предметов, вещей и тому подобное”.

Взрослый фиксирует несколько предложенных вариантов образов и их оригинальность.

Кляксы

Материал: кляксы красками разных цветов и форм.

Перед ребенком ставится задача: "Представь, что это может быть?".

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Эти задания — наиболее распространенный вид продуктивной деятельности детей. Отдавая предпочтения художественным способам самовыражения, чаще всего дети творчески выражают себя в рисунке, предпочитая художественные средства самовыражения. Именно поэтому целесообразно предлагать им модифицированные методики Е. Торренса, Дж. Гинфорда и адаптированные творческие задания.

Дорисуй квадрат

Перед ребенком по очереди раскладывают 10 карточек с изображением квадрата и дают инструкцию: «Дорисуй фигуру так, чтобы получилось изображение предмета, который похож на квадрат или может быть образован из него».

Чтобы ребенку было легче выполнить задания, можно предложить разукрасить изображение для реализации замысла. После окончания работы уточняется и подписуется название рисунка.

Дорисуй треугольник

Ребенку дают лист бумаги, на котором изображено 10 треугольников и цветные карандаши. Ребенок должен дорисовать к ним изображения, которые похожи на треугольник или могут быть образованы из него (оригинально изобразить какие-то известные объекты).

Детям предлагают разукрасить и прокомментировать изображение.

Дорисуй контур

В основе этого задания лежит модифицированная методика Е. Торренса «Нарисуй картинку».

Перед ребенком кладут форму-контур полукруга и предлагают обвести эту форму и дорисовав к ней детали, оригинально изобразить разные известные объекты. Дается инструкция: «С помощью контура, который имеет форму полукруга, необходимо изобразить разные предметы, которые похожи на полукруг или могут быть созданы с его помощью».

После окончания работы уточняются и подписываются.

Несуществующее существо

(животное растение, инопланетянин)

Материал: лист бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры.

Задание: придумать и нарисовать несуществующее существо (животное растение, инопланетянин, дать ей имя, обосновать ее важность, объяснить функции.

ЗАДАНИЯ НА СВОБОДНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Эти задания предусматривают использование хорошо известный материал (его структурных и функциональных свойств).

Конструирование из природного материала

Задания: используя разный природный материал (шишки, каштаны, желуди, яичную скорлупу, семена плодов, перья и т. д.) создать образ-конструкцию по замыслу в течении отведенного времени.

В основе задания-известная конструкторская наука-бионика, которая связывает изобретения науки с природными объектами. Предполагается, что во время возникновения замысла и его реализации ребенок тоже ищет аналог в природе, комбинируя разный природный материал.

Сюжет

Задание состоит в конструировании из сухих листьев, стеблей растений.

Инструкция: «Составь сюжетное изображение из сухих листьев из разных деревьев. Придумай название композиции».

После выполнения задания полученное изображение наклеивают на бумагу.

В отличии от рисунка, где ребенку дается полная свобода в выборе форм воплощения замысла, в задании «Сюжет» выбор форм изображения ограничен, так как они заданы природой. Поэтому это сложное задание. Чтоб выполнить его условие, дети должны иметь определенный уровень развития зрительного воображения, подвижность внутренних зрительных образов, всего что является предпосылкой творческих мыслительных тенденций.

Город из песка

Материал: песок, вода, лопатки, формы, ведра.

Педагог рассказывает детям об особенностях песка, предлагает каждому выступить в роли архитектора-творца города с песка на участке детского сада. Обговаривается расположение зданий, уточняется план. Во время работы детям напоминают, что для большей прочности сооружений песок время от времени необходимо смачивать.

Публикации по теме:

Создание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 летСоздание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 лет Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня мой рассказ об опыте работы с детьми по созданию коллекций детской одежды для бумажных.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конструирование как способ развития творчества дошкольников
Опубликовано: 10 марта 2025 в 12:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как способ развития творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пашковская (УИ 3109728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД