МААМ-картинки

Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников

Глущенко Елена Юрьевна
Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука» : глаз видит – рука выполняет.

Публикация «Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников» размещена в разделах

На базе зрительно – моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма. Причем умение рисовать мало влияет на уровень развития зрительно-моторной координации (у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой).

Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка будет недостаточно развита и зрительно – моторная координация. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук (возрастные нормы) :

0-3 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6 - 12 мес. Развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1 - 2 года. Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг - в круглую. Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий. ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивает страницы книги.

2 - 3 года Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. ребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы.

3 - 4 года. Может держать карандаш пальцами. Обводит по контурам, копирует крест, копировать формы несколькими цветами. Хватает катящийся к нему мяч, собирает и строит постройки из девяти кубиков.

4 - 5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы, квадрат, звезду. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека. Дорисовывает три части в недорисованную картинку. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботики.

5 - 6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.

К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Родителей и педагогов должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Ребенок может хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки, но на самом деле нарушение зрительно-моторной координации у дошкольника можно увидеть в отклонении физических качеств: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений.

Исходя из выше сказанного, основная задача в работе родителей и педагогов состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных и зрительно – моторных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, дислексии. Не допустить перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность детей.

Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!

Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать следующие формы работы:

Традиционные

- Самомассаж кистей и пальцев рук;

- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

-Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.

- Графические упражнения: «Штриховка» - вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.

- Лабиринты

- Дорисовывание изображений предметов, картинки.

- Графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда;

- Любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков.

- Копирование изображений по клеткам в тетради.

- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;

- Игры: Конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики, пазлы)

- Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.

Нетрадиционные

- Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок»,

- Упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными

щётками и т. п. ;

- Игры с крупой (Выкладывание из круп по образцу)

- Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук).

Так же зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».

Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.

Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.

Публикации по теме:

Графические диктанты в формировании зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений у детей с ОНР (формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР и общеобразовательных групп) «Истоки.

Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей первой младшей группы «Разноцветный мир»Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей первой младшей группы «Разноцветный мир» Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельное.

Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей второй младшей группы «Дикие животные»Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей второй младшей группы «Дикие животные» Пособие выполнено из фетра в виде книги. В ней всего 4 страницы, но они яркие, красочные, а самое главное все предметы на липучках, пуговицах. Все.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

«Сад. Фрукты». Конспект НОД по развитию когнитивной сферы и зрительно-моторной координации у детей 3–4 лет Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию когнитивной сферы и зрительно-моторной координации во второй младшей.

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников» Мастер- класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста.

Пространство двигательной рекреации как средство для развития моторных функций у воспитанников с РАС в ДОО В современном обществе все больше выявляется количество детей с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии. Данная категория воспитанников,.

Работа с детьми по развитию моторных функцийРабота с детьми по развитию моторных функций МБДОУ "Детский сад № 68 "Теремок" Педагог-психолог Бобылева Елена Николаевна Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными.

Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития сенсорно моторных функций детей младшего возраста «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 22:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Глущенко Елена Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД