Ольга Карпова
Пространство двигательной рекреации как средство для развития моторных функций у воспитанников с РАС в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе все больше выявляется количество детей с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии. Данная категория воспитанников, в том числе дети с РАС, нуждаются в создании особых условий, в которых каждый ребенок может иметь возможность компенсировать свои сенсорные и двигательные дефициты. Решению данной проблемы способствует создание центров активности в групповых помещениях и рекреациях ДОО.
Публикация «Пространство двигательной рекреации как средство для развития моторных функций у воспитанников с РАС в ДОО» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель двигательной рекреации в детском саду – это создание в образовательном пространстве условий для развития и укрепления физического и психического здоровья в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Эта цель реализуется во всех режимных моментах.
Разделяют двигательную активность детей на целенаправленную и произвольную (самостоятельную). Целенаправленная деятельность осуществляется во время образовательной деятельности, утренней гимнастики, подвижных игр и др. К произвольной двигательной активности относят самостоятельные игры (в основном во время прогулок, выполнение физических упражнений, разные передвижения, когда дети свободно перемещаются по пространству детского сада в соответствии с нелинейным расписанием.
Движение, организованное в соответствии с выбором ребенка, предполагает, что по времени не всегда педагог готов принять детей на организованную деятельность, т. к. процесс творчества у воспитанников невозможно приостановить. В такой ситуации пространство двигательной рекреации просто необходимо для воспитанников с РАС, которые не могут долгое время находиться в неподвижном положении. Им необходимо постоянно двигаться и выбирать различные виды деятельности. Так, в двигательная рекреация в пространстве между физкультурным залом, эко-центром и изостудией оформлена следующим образом:
1. На пути движения воспитанников расположены спортивный комплекс «Формула здоровья» с горкой, кольцами, сеткой для лазания, веревочной лестницей, качелями, мольбертом со счетами;
2. Спортивная напольная игра «Эстафета» с препятствиями в виде морских обитателей, через которые можно проползти;
3. Крупногабаритный конструктор «Юниор» в виде домика для подвижной деятельности; сенсорные дорожки, мягкие модули, тренажеры, балансиры.
4. Игровая дорожка с изображением различных следов на полу и на стене, показывающая различные траектории и виды движений
Данное средовое решение позволяет воспитанникам ДОО, в том числе с ОВЗ, преодолеть временные заминки, а педагогу организовать двигательную активной по развитию крупной моторики. Кроме того, созданное пространство позволяет педагогам находится здесь в любое время дня, когда детям предоставлена возможность активной деятельности. Также, в рекреации проводится прием воспитанников, посещающих СП «Лекотека». Дети с ОВЗ приходят на игровые сеансы и имеют возможность адаптироваться первое время к новому пространству, а затем непринужденно двигаться от цента к центру для игровой сессии с педагогами.
Важным дополнением к двигательной рекреации является центр интерактивной игры, где дети имеют возможность двигаться с использованием игровых заданий для интерактивного пола. Интерактивный пол помогает детям с ОВЗ включиться в общую игру и создает возможности для установления социального взаимодействия.
Функции двигательной рекреации в ДОО :
1. Общекультурная функция (познавательная, коммуникативная, эстетическая, социальная, развивающая).
2. Физкультурная функция (оздоровительная, образовательная, воспитательная).
3. Специфическая функция (досуговая, развлекательная, корригирующая, психорегулирующая).
Движение является важной составляющей частью любого вида деятельности и многих психических процессов. Активный обмен, который возникает во время мышечной деятельности, всесторонне стимулирует развитие детей в физическом, сенсорном и интеллектуальном направлении. Оптимальная двигательная активность играет роль своеобразного регулятора роста и развития ребенка, является необходимым условиям для равноценного развития всех психических и социальных функций организма.
Создание зоны двигательной активности не только развивает и укрепляет детский организм, но и создает дополнительные условия для успешной социализации детей с РАС.
Также в групповых помещениях функционируют центры двигательной активности, где дети в любое время могут развивать свои двигательные умения.
Таким образом, создание двигательных рекреаций в ДОО позволяет достичь следующих эффектов:
1. Эффект физической тренированности (активизация мышечных рефлексов положительно влияет на организм ребенка).
2. Эффект творческой деятельности (воспитание желания и умения взаимодействовать).
3. Эффект закаливания (воздушное закаливание, водные процедуры, солевое закаливание, корригирующие дрожки).
4. Эффект психоэмоционального воздействия (улучшает настояние, снимает умственное напряжение).